"Деловой Петербург". Российские связисты учат китайский

Автор фото: globallookpress

Из–за санкций российские интернет–провайдеры и IT–компании испытывают перебои с поставками американского оборудования. Ситуация играет на руку китайским поставщикам и может привести к росту цен на рынке.

Экономические санкции заставили российские компании испытать проблемы с поставками телекоммуникационного оборудования со стороны американских производителей.
С 1 марта этого года бюро по вопросам промышленности и безопасности (BIS) министерства торговли США приостановило выдачу лицензий на экспорт и реэкспорт в Россию сложного технологического оборудования. В апреле бюро уточнило, что речь идет только о поставках, которые способствуют "наращиванию военного потенциала России". По данным BIS, в 2013 году общий объем поставок подобного оборудования составил около $1,5 млрд.
Значительная часть так называемой продукции двойного назначения приходится на телекоммуникационное оборудование. По данным участников рынка, на зарубежном оборудовании работает до 90% сетей в России. При этом наибольшая доля поставок приходится на продукцию американской компании Cisco, которая занимает более 60% мирового рынка. Ее выручка в России — около $600 млн, из которых $150 млн — доходы от закупок госсектора.

Неявные санкции

Пока ни одна компания не заявила о том, что столкнулась с прямым отказом американских компаний поставлять необходимое оборудование. Например, в июне та же Cisco выиграла тендер "Ростелекома" (50% у государства). Тем не менее оператор еще в мае подписал соглашение о сотрудничестве с китайской Huawei, чтобы предохранить себя от возможных неприятностей.
Отрицают проблемы и другие крупные участники рынка, такие как МТС и "МегаФон". Но сложности с поставками в Россию все же возникают. По словам гендиректора петербургского интернет–провайдера ООО "Комфортел" Дмитрия Петрова, недавно у его компании не получилось заказать необходимое оборудование у Cisco для выполнения контракта для одного из госзаказчиков. "В компании сказали, что его нет в наличии и госзаказчикам его ставить и вовсе не рекомендуется", — сообщил Дмитрий Петров. В результате компания была вынуждена заказать китайские аналоги.
В похожей ситуации оказался и петербургский провайдер НП "Северо–Западная Сеть" (NEWLink), когда пытался заказать продукцию у американской компании Juniper (выручка в России — $150 млн в год). "В компании очень выросли сроки поставки. Объясняют это тем, что из–за санкций стало намного сложнее получить разрешение на экспорт", — рассказал президент NEWLink Константин Ржевкин. В результате компания также предпочла воспользоваться альтернативой. А руководитель томской IT–компании "Элекард" Андрей Поздняков и вовсе получил официальный отказ в поставке коммутатора фирмы Cisco в связи с тем, что он признан продукцией двойного назначения. Правда, в данном случае автором отказа выступил не сам американский производитель, а голландский поставщик подержанного оборудования.
В самой Cisco комментировать сложившуюся ситуацию отказались, сославшись на то, что ее сотрудникам "запрещено рассуждать на финансово–экономические темы". Впрочем, в официальной отчетности за III квартал 2014–го финансового года говорится, что поставки компании в Россию уже снизились на 29% по сравнению с предыдущим кварталом.

Негативный эффект

По мнению провайдеров и IT–компаний, больше всего от сокращения поставок выиграют китайские поставщики, и в особенности Huawei, которая продает тот же самый ассортимент оборудования, что и американский производитель. При этом в компании стараются максимально приблизить интерфейс управления к американскому. В самой Huawei свои планы на российский рынок не комментируют.
С недавнего времени телекоммуникационное оборудование стали делать и в России. Например, широкий спектр устройств для провайдеров производит новосибирская компания Eltex. А московская компания "Т8" специализируется на технологиях уплотнения оптических каналов связи. Между тем сами эти компании пока не торопятся прогнозировать дополнительную прибыль. "Мы сами используем в производстве импортные компоненты, которые легко могут попасть под санкции", — поделился представитель одного из российских производителей. Опасаются негативного эффекта от санкций для себя и потенциальные покупатели. По их мнению, сокращение предложения на рынке неминуемо должно привести к временному росту цен. Александр Поздняков предполагает, что цены могут подняться в несколько раз. "Скорее стоимость китайского оборудования просто сравняется в цене с американским", — оптимистично настроен Дмитрий Петров. Сейчас разница в цене между ними обычно не превышает 15 – 20%.