"Деловой Петербург". Будем расти за счет покупок

Автор фото: Яндолин Роман

Виктор Гордейчук, ставший главой совета директоров объединенной компании "Техносила" (в нее влились структуры "Техношока"), открытию магазинов предпочитает стратегию покупки фирм у конкурентов. Выручка сети в 2013 году составила 27 млрд рублей.

Слияние компаний было инициативой "Техношока", но в результате компания потеряла свой бренд?

— Во–первых, не потеряла, он продолжит свое существование, и у нас есть планы по его использованию, о которых мы объявим позже, но не совсем скоро, не в текущем году. Почему выбрали "Техносилу"? Сила бренда "Техношок" высока в Петербурге и Ленобласти, но если посмотреть на исследования узнаваемости бренда не только на Северо–Западе, а по всей России, то именно "Техносилу" знают гораздо лучше. И было бы слишком рискованно использовать для объединенной сети бренд "Техношок".

В чем преимущество слияния перед постепенным выходом в другие регионы?

— В скорости, только в скорости. Потому что выручка "Техносилы" чуть ли не втрое выше, и потребуется не один год, чтобы достичь таких показателей, развиваясь органически, то есть за счет простого увеличения количества магазинов.

Это мера против кризиса на рынке?

— В том числе. Консолидация предполагает улучшение условий работы с поставщиками, сокращение затрат на содержание офиса, рационализацию расходов на маркетинг и логистику. В кризис выживают крупнейшие игроки, потому что только они могут, с одной стороны, обеспечить лучшие условия для покупателей, а с другой — быть финансово эффективными за счет экономии на затратах. Например, если говорить о Северо–Западе, то здесь нет смысла давать рекламу сразу на два бренда — и вот она, экономия.

У вас уже сделаны какие–то шаги по консолидации или пока только подписан договор?

— Начали работу в конце 2013 года, с марта 2014 года появился интеграционный офис. Потребитель не догадывается, что сейчас, заходя в часть магазинов "Техношок", он заходит уже в магазин, который работает по сути в структуре другой компании. Но пока консолидация только началась.

А что означает новый формат, совмещающий онлайн– и офлайн–торговлю, в котором вы планируете работать?

— Сейчас развитие интернет–торговли и технологий кардинально меняет поведение покупателей электроники и других товаров. Современному покупателю необходимо быстрое и качественное обслуживание, широчайший ассортимент товаров и умеренные цены, сопоставимые с ценами интернет–магазинов. Новый формат будет сочетать преимущества обычного магазина, где можно увидеть и пощупать товар вживую, и выгоды интернет–магазина — широкий ассортимент, более низкие цены, различные способы получения товара и оплаты.
Физически это будет магазин со значительно меньшей торговой площадью в сравнении с традиционными магазинами электроники. В нем будет представлен основной ассортимент на классической витрине, а весь дополнительный ассортимент электроники и бытовой техники будет доступен к выбору и заказу через электронную витрину — специализированные терминалы или через сайт.
Кроме того, планируем развивать новые для нас товарные направления, такие как садовая техника, инструменты, спортивные и детские товары, товары автомобильной тематики.

Сейчас многие аналитики говорят, что, несмотря на некоторые неудобства пунктов выдачи, которые вы назвали, доля онлайн–торговли растет и в этом сегменте рынка занимает уже более 10%.

— Конечно, эта доля растет. Все больше покупателей переходят на онлайн–покупки. Несмотря на то что темпы роста рынка онлайн–продаж в первом полугодии немного снизились, эта категория растет гораздо быстрее, чем традиционный магазин. Если взять цифры объединенной компании, то 2013 год мы закончили с долей онлайн–продаж 9,7%, что очень близко к общей доле продаж на рынке, а по результатам первого полугодия цифра еще более впечатляющая — 15,7%.
Как онлайн–игрок мы также конкурентны, притом что классические ретейлеры часто более надежны: они никуда не исчезнут за день, они давно на рынке.

В самой компании изменится только бренд или еще что–то?

— В глобальном плане мы просто меняем бренд. Но для потребителей в наших магазинах кроме цветовой гаммы многое тоже изменится. Планируем обновить торговое оборудование, внедрить новые подходы к зонированию торговых залов, новые элементы дизайна.
Это редкая ситуация, когда два ретейлера, развиваясь каждый по своему пути, имеют возможность потом сравнить результаты этого развития. Сравнительный анализ товарных матриц двух компаний позволил нам существенно улучшить ассортимент, который мы предлагаем потребителю, так что изменения будут.
Оценочные издержки, связанные с ребрендингом магазинов Северо–Запада, составляют около 100 млн рублей.
Все остальные перемены мы запланировали на следующий год. Мы сейчас заняты в основном подготовкой к горячему сезону: декабрь не за горами. Невзирая на неприятности, с которыми столкнулась наша экономика, декабрь состоится.

Вы собираетесь выходить в страны СНГ или другие регионы?

— СНГ пока не планируем. А в другие регионы будем активно выходить.

Почему зарубежные рынки вас пока не заинтересовали?

— А какие, куда мы можем пойти? На Украину?

Белоруссия, Казахстан. Украина, конечно, вряд ли.

— В Белоруссию можно. Но и в России есть слабо охваченные регионы, которые пока интереснее для развития, чем зарубежные рынки.

А какие–то итоги от консолидации уже заметны?

— Заметны. Мы добились лучших возможностей работы с поставщиками. Цены на входе у нас лучше, чем были раньше у каждого ретейлера в отдельности.

Есть ли у вас прогнозы по доле рынка, которую вы планируете занять? Около 4% вам пророчат аналитики.

— Мы предполагаем, что активно будем развиваться за счет сделок–соглашений в большей степени, в меньшей — за счет органического открытия собственных магазинов. Что касается доли рынка, то ставим перед собой хорошую цель — войти в первую тройку лидеров российского рынка ретейла электроники и бытовой техники.

То есть вы планируете покупать компании малых игроков рынка?

— Мы готовы к обсуждению сделок по приобретению других сетей целиком или отдельных магазинов.

Это тоже делается для скорости роста?

— Да. Но тех, кто торгует на миллиарды рублей, называть мелкими игроками я бы не стал. Так что мы планируем покупать компании средних игроков.
Мелкие участники рынка слабо встраиваются в наши форматы, и в этом случае нас может интересовать не покупка компании, а скорее приобретение права аренды. Но вряд ли мы будем так распыляться.

Почему вы так спешите завоевать рынок?

— Мы не спешим, мы работаем.
 
 

Биография

Виктор Гордейчук

> Родился 27 февраля 1956 года.
> Окончил Ленинградское высшее военное инженерное училище связи им. Ленсовета.
> С 1993 года — президент холдинговой компании "Симтекс", дистрибьюторского направления завода "Норд". В 1999 году под управление этой компании вливается сеть "Техношок".
> В 2003 году основал компанию "Счастливый взгляд" (более 80 салонов оптики).
> С 2014 года — председатель совета директоров компании "Техносила".

 
 

 
 

О компании

> Слияние компаний официально состоялось 3 сентября 2014 года. Объединенная сеть "Техносила" насчитывает 122 магазина площадью более 230 тыс. м2 во всех федеральных округах, за исключением Дальневосточного.
> Текущие акционеры получают соответственно 30% ("Техношок") и 70% ("Техносила") акций. В совете директоров четыре человека будут назначены со стороны "Техносилы" и три человека — от "Техношока".
> Выручка объединенной сети по итогам 2013 года — около 27 млрд рублей.