Антимонопольный Гитлер

Корпоративный журнал УФАС по Петербургу "Конкуренция и рынок" закрывается. Последней каплей стало цитирование в журнале Адольфа Гитлера, хотя закрытие планировалось и без того.

Глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что журнал "Конкуренция и рынок", учрежденный городским отделением ведомства, закрывается. В последнее время УФАС было, впрочем, лишь соучредителем издания, вторым соучредителем выступало ООО "КОНКиР.РУ". "Принято политическое решение о том, что мы расстаемся с этой редакцией", — сказал Артемьев.
В основном это решение связано с участием команды, делающей журнал, в бизнес-конфликтах. Совладелец "КОНКиР.РУ" и глава редсовета Анатолий Бикеев открыл в Петербурге центр курсов по госзаказу, и другая связанная с ним компания, ООО "ПСКЛ", прославилась успешными жалобами на крупные городские конкурсы. Это стало одним из факторов, приведших к конфликту между главой УФАС Вадимом Владимировым и его заместителем Романом Лучниковым. По этому поводу Игорь Артемьев сказал: "Мы наводим порядок; управление "просело", так как было недостаточно требовательно".
На обложке свежего номера "Конкуренции и рынка" — крупным планом лицо Владимира Путина и девиз "Россия превыше всего", калька с немецкого "Deutschland uber alles". На первой странице — портрет Адольфа Гитлера, представленного как "лидер немецкого народа" и цитата: "Мы открыли дверь в Россию, не зная, что за ней находится. Абвер не справляется со многими из своих обязанностей". Компанию Гитлеру составляют Декарт, Жданов и Конфуций. Немалая часть номера посвящена статьям на тему православного предпринимательства. Из них читатель может узнать, например, что "российский банковский сектор захвачен инородцами", что православные предприниматели вынуждены существовать "в среде сторонников Мамоны", что англичане хотели сделать из староверов "пятую колонну" по разрушению Российской империи, и что система МВА — это "влиятельная сила, готовая освоить $30 млрд, выделяемых Конгрессом США на проведение демократических преобразований в России". Повсюду упоминается "Русская Цивилизация", противостоящая протестантской этике.
Игорь Артемьев сказал, что Гитлер в журнале появился не как пропаганда идей, а как пример, но это говорит о "глупости редакции". "Непрофессионализм" некоторых материалов, добавил он, стал одной из причин закрытия журнала.
Главный редактор "Конкуренции и рынка" Сергей Розанов рассказал dp.ru, что Гитлер процитирован в контексте отрицательного примера и предостережения Западу — фюрер своими словами показывает, что опирался только на свои источники, не изучил как следует альтернативных и, как следствие, совершил ошибку, вторгшись в СССР. "Я не поклонник Гитлера, но он не лучше Наполеона, а его у нас позволено цитировать", — говорит Розанов. Что касается "банкиров-инородцев", то, считает редактор, национальность проявляется в менталитете и в предрасположенности к тому или иному виду бизнеса, а лозунг "Россия превыше всего" — полное совпадение с речами Путина.
Вообще, это не первый скандал, связанный с неожиданным появлением Гитлера и его соратников. То на сайте ВГТРК Геббельса запишут в "великие люди", то Путин назовет Геббельса "талантливым человеком", то лоялистский политолог Андраник Мигранян заявит, что до 1939 года Гитлер был "политиком высочайшего класса", то вот в ведомственном журнале появляется фюрер "как пример".
Государственная пропаганда работает на полном ходу, используя Гитлера как образ абсолютного зла. Но время от времени непроизвольно, как икота, в официальных и околоофициальных речах проскакивают оценки, не совпадающие с генеральной линией. Конечно, всякий раз немедленно следуют разъяснения, мол, не так поняли, он в другом смысле талантливый, он отрицательный пример. Но икота Гитлером от этого не прекращается. На первой полосе Путин, на второй Гитлер, на третьей — рассуждения о "Русской Цивилизации".
Объяснить ее можно двумя версиями. По одной, Гитлер (и шире фашизм) — это такой абсолютный символ зла, полярный антипод абсолютного добра. Антипод должен быть равен по весу, поэтому чем более сильным представляют добро, тем сильнее должно быть и зло. Политологи и пропагандисты, раскручивая линию противостояния, вынуждены все время думать о фюрере и все время отталкиваться от него в оценке оппонентов.
По другой, в общем, не сильно противоречащей первой, политологи и пропагандисты, в соответствии с Ницше, долго вглядываются в бездну, и бездна начинает смотреть в них. И тогда люди приходят к выводу, что вообще-то, если вычесть концлагеря и уничтожение народов, Гитлер был мощным таким национально ориентированным правителем, крутым с врагами и добрым к согражданам. Тот же Мигранян об этом и говорил:  мол, остановился бы он на собирании земель, так и остался бы в истории Германии с огромным знаком плюс. А разве не был талантлив Йозеф Геббельс в своем деле? Говорить об этом нельзя, но судя по тому, что это проскакивает, об этом много думают.