"Деловой Петербург". Наше будущее видно

Автор фото: Свистунова Валентина

Пару лет назад оборудование китайской компании Huawei было известно только участникам рынка связи. Теперь это третий на мировом рынке продавец смартфонов. Глава Huawei в РФ Вань Бяо рассказал, как он собирается повторить успех на российском рынке.

В последнее время говорят об отказе от американского и европейского оборудования в пользу азиатского. Что вы об этом думаете, будет ли замещаться западное оборудование в России вашим?

— Это открытый рынок. Наша бизнес–модель, наша база — наши хорошие продукты и хорошие сервисы. Huawei — мировая компания, у нас очень мощное производство. Мы можем обеспечить любые объемы поставок.

Какова доля российского бизнеса в структуре доходов Huawei и какой она будет к концу года с учетом всех обстоятельств?

— Россия для Huawei — самый первый зарубежный рынок. Мы пришли сюда в 1997 году. И поэтому Россия играет очень важную роль в развитии Huawei. У нас здесь три направления бизнеса: решения для операторов связи, работа с другими корпоративными клиентами, продажа пользовательских устройств. С операторами мы давно работаем, с корпоративными клиентами — с 2011 года. И наш бренд на рынке смартфонов заметно усилился за последние 2 года.

На какой рост бизнеса в России вы рассчитываете в ближайшем будущем?

— Наш рост на российском рынке — 12–20%.

Это ваш ежегодный рост. На что–то сверх этого в связи с улучшением отношений Китая и России вы рассчитываете?

— Конечно, я рассчитываю, что рост будет больше. Но кроме означенного тренда надо учитывать еще реалии рынка. Допустим, клиентам нужны новые решения от новых поставщиков. Уйдет еще время на подготовку, тестирование, сертификацию. Трудно делать конкретные прогнозы.

Ваше пользовательское оборудование часто продается под брендами сотовых операторов. Вас полностью устраивает эта бизнес–модель или вы хотите продвигать свою марку?

— В том, что касается роутеров и модемов, мы используем двойную модель: марки операторов и свою собственную. В апреле мы вывели на российский рынок эти товары под нашим брендом. А в том, что касается смартфонов, наша стратегия — развивать свой бренд. Мы поставили цель — быть в тройке лидеров по количеству проданных смартфонов во всем мире — и уже ее достигли.

Да, Samsung, Apple, Huawei — тройка мировых лидеров по итогам 2013 года.

— Не только в 2013–м. По последним данным IDC, в I квартале 2014 года мы также занимаем третье место. Мы не можем сказать, что будет с Samsung и Apple, но наше будущее уже видно. Раньше Motorola, Nokia были в лидерах. Ситуация меняется.

Но в России Huawei пока не в тройке.

— В течение 3 лет мы по плану должны войти в тройку. Для этого мы активно развиваем бренд, проводим различные маркетинговые программы, например, в этом году стали спонсором сборной России по футболу. Контракт заключен как раз на 3 года. Считаем, что посредством сотрудничества со сборной мы станем ближе к нашему конечному потребителю.

Вы уже где–то пробовали этот ход?

— Да, конечно, по всему миру мы поддерживаем футбол. Например, в Европе мы поддерживаем дортмундскую "Боруссию", "Милан", "Арсенал", французский клуб "Пари Сен–Жермен", голландский "Аякс". В Испании мы стали техническим партнером лиги Примера, а в Гане — местной федерации футбола.

На какой ценовой сегмент вы делаете ставку?

— У нас есть смартфоны разных ценовых категорий, от самых бюджетных, за 3 тыс. рублей, до флагманских моделей стоимостью 15–20 тыс. рублей. Мы называем их "доступный премиум". Но мы, конечно, не будем устанавливать такие неразумные цены, как Apple или Samsung. Наши потребители — молодые активные люди.

Прошлый год был очень удачен для брендов второго порядка, так называемых B–брендов. Вас ведь тоже можно причислить к этой категории?

— Мы в процессе трансформации. Наша цель — быть среди лидеров. Мы имеем большой опыт работы на b2b–рынке в России, а b2c для нас еще нов, в ближайшие годы будем активно развивать это направление.

Ваши продажи смартфонов в России должны расти на десятки или даже сотни процентов в год, чтобы вы достигли цели. В прошлом году насколько выросли ваши продажи, какой рост запланирован на этот год?

— В прошлом году наш рост по продажам устройств доступа к сети Интернет, смартфонов и планшетов составил в России более 60%. В этом году мы собираемся продать здесь 1,5 млн смартфонов и планшетов — это примерно в 2 раза больше, чем в прошлом. В 2013 году в мире мы продали 52 млн смартфонов и так стали третьими.

Будете ли вы создавать свою ретейловую сеть в России?

— Мы уже создали интернет–магазин. Активно развиваем сотрудничество с традиционным ретейлом: "Связной", "Эльдорадо", MediaMarkt, DNS, "Юлмарт" и многими другие. Большую роль в продажах играет операторский ретейл.
Кроме того, сейчас думаем о том, чтобы открыть собственный флагманский магазин.

На каком сегменте вашего бизнеса вы сейчас больше всего зарабатываете в России?

— Главное, конечно, — это оборудование для операторов: 75% наших продаж. Но с продажами смартфонов и планшетов мы связываем большие надежды. Когда мы достигнем третьего места, продажи смартфонов могут приносить такой же объем доходов, как и операторский бизнес.

Вы считаете себя лидером по поставкам оборудования для операторов связи в России?

— Конечно, да. Мы — единственная компания, которая может предложить оператору решение целиком.

Недавно вы победили в конкурсе "Ростелекома", будете строить линию Сахалин — Магадан — Камчатка. Участвуете ли вы в других конкурсах "Ростелекома"? Планируете ли расширять с ним сотрудничество?

— "Ростелеком" — наш долгосрочный стратегический партнер. Мы для него строим сети фиксированной связи, мобильной — 2G, 3G. Мы отреагировали на призыв правительства РФ развивать экономику Дальнего Востока. Активно участвуем в этом процессе. В будущем, конечно, будем участвовать в разных тендерах "Ростелекома".

Означает ли ваше участие в большом дальневосточном строительстве то, что там будет использоваться китайский кабель? В России заводы по производству волоконно–оптического кабеля и так недозагружены. До сих пор китайский кабель у нас не использовался.

— Мы пока не решили этот вопрос. Для нас самое важное — обеспечить надежность и качество сети. Финальное решение по проекту — за "Ростелекомом".

То есть "Ростелеком" будет решать, какой кабель использовать?

— Нет. Требования качества зависят от него.

Но вы склонны к тому, чтобы использовать китайское оборудование?

— Мы пока не решили. Для обеспечения высокого качества сети мы можем использовать китайский или европейский кабель.

Дальневосточный проект довольно сложный, там есть большая подводная часть в Охотском море. Расскажите о вашем опыте реализации подобных проектов.

— В конечном счете проектом занимается не Huawei Technologies, а Huawei Marine, она реализовала уже 13 подводных проектов по всему миру. Одним из самых значительных является строящаяся линия, соединяющая города Криби (Камерун) и Лагос (Нигерия) с законсервированным отводным каналом для будущего расширения к дельте реки Нигер. Общая протяженность — почти 1 тыс. км, кабель проложен на глубине 2 км. Скорость передачи информации на одной длине волны — 40 Гбит / с. Этот участок является частью огромной системы, охватывающей все западное побережье Африки.
 
 

О компании

Huawei

> Одна из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций. Основана в 1987 году бывшим членом Народно–освободительной армии Китая Жэнь Чжэнфэем.
> Выручка в 2013 году составила $39,5 млрд (годовой рост в долларах — 12%, в юанях — 8,5%). Регион EMEA, в который входит Россия, — первый по выручке, его доля — 35%.

 
 

 
 

Биография

Вань Бяо

> Родился в 1972 году. В 1996 году устроился в Huawei инженером центра исследований и разработок. Занимал различные руководящие должности: президент направления беспроводных сетей, исполнительный директор Huawei Device и др. С 2013 года — генеральный директор ООО "Техкомпания Хуавэй".