"Деловой Петербург". Я предлагаю: "Давайте не будем мучить закон!"

Автор фото: Ковалев Петр

 Президент НП "Объединение корпоративных юристов" Александра Нестеренко - о новой поправке к закону "О защите конкуренции", которая может сильно навредить рынку.

Федеральная антимонопольная служба , исполняя указания дорожной карты по развитию конкуренции, утвержденной 2 года назад правительством РФ, недавно вышла с одной маленькой поправкой в закон "О защите конкуренции", которая может очень сильно навредить рынку.
Если кто не помнит, дорожная карта содержит два пункта, реализация которых была назначена на осень этого года: пункт 7.1 "Разработка механизмов подачи групповых и коллективных исков" и пункт 7.2 "О возмещении убытков в кратном размере и разработке механизмов распределения взыскиваемых сумм среди пострадавших лиц". Первый пункт поручен Минюсту, а второй — ФАС.
И вот ФАС вышла с законопроектом, с маленькой поправкой в ст. 37 ФЗ "О защите конкуренции". Поправка такая: "Каждое лицо, считающее себя пострадавшим от нарушения антимонопольного законодательства, имеет право вместо взыскания убытков потребовать в суде с нарушителя компенсацию в размере от 1 до 15% от цены проданного товара".
Цель ФАС, наверное, понятна: это должно разгрузить саму ФАС от мелких дел, ведь антимонопольное ведомство хочет заниматься только большими делами. Судя по тексту поправки, истец может сам, без ФАС, доказывать факт нарушения ответчиком антимонопольного законодательства.
Кроме того, казалось бы, решается и извечная проблема с подсчетом реально нанесенных убытков: зачем что–то подсчитывать, если можно дать право пострадавшему потребовать вместо убытков компенсацию, а уже судья решит, следует здесь взыскать 15 или 1% от суммы сделки. При этом даже сама обязанность истца доказывать наличие убытков в законе не упоминается.
Выходит, любая бабушка может взыскать с ближайшего гипермаркета часть своих затрат на приобретение картофеля по завышенной, с ее точки зрения, цене. При этом ей для этого вовсе не обязательно решение ФАС в отношении этого ретейлера: достаточно собственных подозрений, чтобы суд начал рассматривать дело, проводить экспертизы и так далее. А между тем заинтересовать эту бабушку в судебных хлопотах может, например, другая торговая сеть.
При этом, я убеждена, реально защищать права граждан и участников делового оборота от монополистов эта поправка не будет. Так, она вообще не распространяется на нарушения, не связанные со сделкой купли–продажи (например, когда монополист отказывается продавать свой товар). Как взыскать 15% от суммы несостоявшейся сделки?
С другой стороны, эти компенсации фактически дублируют собой оборотные штрафы ФАС. То есть торговая сеть, вернув часть выручки покупателям, рискует потом еще и получить иск от ФАС и понести двойную ответственность. Здесь явный перекос в балансе интересов и предпосылки для недобросовестной конкуренции.
В общем, на взгляд наших экспертов, не надо в который раз мучить закон. Мы предложили ФАС разработать понятные разъяснения по расчету реальных убытков, что решит существующую проблему и не создаст почву для новых злоупотреблений.