"Деловой Петербург". "Климов" взлетает на войне

Автор фото: ДЕНИС ВЫШИНСКИЙ

Разрыв военно–технического сотрудничества России и Украины позволит петербургскому заводу "Климов", входящему в Объединенную двигателестроительную корпорацию, в разы увеличить продажи вертолетных двигателей и получить 6-10 млрд дополнительной выручки.

Одним из немногих петербургских промышленников, которые могут выиграть от разрыва военно–технического сотрудничества России с Украиной, является ОАО "Климов".
Это предприятие, входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), с 2006 года ведет кулуарную борьбу с украинским заводом "Мотор Сич" за заказы основного покупателя — ОАО "Вертолеты России" ("Росвертол"). Напомним, что 27 августа президент Украины Петр Порошенко подписал указ о запрете поставок в РФ продукции военного и двойного назначения.
Если из–за этой санкции "Мотор Сич" сорвет поставки двигателей, "Росвертолу" придется срочно искать замену, чтобы не сорвать уже свои контракты, в том числе в рамках Гособоронзаказа (за которые предусмотрены не только штрафы, но и уголовное наказание). Это может принести "Климову" кратный рост продаж и 6 – 10 млрд рублей дополнительной выручки уже в 2015 году.

Украинский вертолетный гегемон

До 2007 года запорожский "Мотор Сич", унаследовавший советское серийное производство вертолетных двигателей, закрывал почти 100% потребностей российского вертолетостроения: 200 – 250 моторов ежегодно.
"Климову" в советские годы отводилась роль КБ с опытным заводом, поэтому после развала Советского Союза петербургский завод переживал не лучшие времена. Но в 2009 году предприятие, войдя в ОДК, организовало собственное серийное производство моторов и к 2013 году довело выпуск до 320 двигателей в год. Параллельно завод к 2013 году на взятые у ВЭБа 6,2 млрд рублей построил в Шувалово новый производственный комплекс, способный собирать по 400 – 600 двигателей в год, в связи с чем ОДК заявила о скором освобождении от импортозависимости российского вертолетостроения.
Однако до недавнего времени 90% комплектующих по–прежнему закупались на Украине. Кроме того, "Мотор Сич" поставляет "Росвертолу" до 300 двигателей в год, занимая 60% российского рынка. ОДК в течение нескольких лет организовывала выпуск комплектующих на своих заводах ОАО "УМПО" (Уфа) и ОАО "МППО им. Чернышева" (Подмосковье). В 2013 году, говорят в ОДК, удалось сделать и испытать первый мотор, на 100% собранный из российских комплектующих. В планах на 2014 год было 60 чисто российских двигателей, и этот показатель, говорит источник в корпорации, скорее всего, будет достигнут. Затем из года в год число российских двигателей должно удваиваться, чтобы к 2017 году получить требуемые отечественным вертолетостроением 500 – 600 двигателей в год.

"Золотые" моторы

"Мотор Сич" не собирался отдавать российский рынок без боя. Еще в марте 2014 года его гендиректор и совладелец Вячеслав Богуслаев объявил о создании СП с ОДК, которое займется разработкой перспективных вертолетных двигателей. Но события на Украине заставят ОДК ускорить процесс импортозамещения, говорят эксперты.
На украинском предприятии не ответили на запрос "ДП" о планах поставок в Россию. В ОДК сообщили, что СП с "Мотор Сич" — "Международный инженерный центр" — функционирует, но о перспективах его работы в новых условиях предпочли не рассуждать.
Пока, по сведениям источника в отрасли, поставки с "Мотор Сич" идут, но в ближайшее время они могут быть прекращены. И тогда, при планах "Росвертола" выпускать по 270 – 290 вертолетов в год, предприятиям ОДК предстоит уже с 2015 года закрывать потребности в 300 – 350 двигателей. В пресс–службе "Вертолетов России" не смогли вовремя ответить на вопросы "ДП".
Справится ли ОДК с этой задачей — этот вопрос в корпорации официально не комментируют. В "Климове", УМПО и на заводе им. Чернышева не стали отвечать на вопросы "ДП", адресовав их в ОДК. Источник в отрасли сообщил, что резкое увеличение выпуска российских комплектующих потребует перераспределения объема госинвестиций, предусмотренных программой импортозамещения Минпромторга (стоимость — 50 млрд рублей).
"Программа растянута на годы, но, если сроки финансирования сдвинуть влево, выпуск будет обеспечен, — уверяет он. — Правда, сначала моторы будут "золотыми", но затем себестоимость нормализуется".
Директор "Климова" Александр Ватагин, помнится, давно добивался, чтобы российское правительство озаботилось импортозамещением в вертолетостроении. Сегодня у него на руках все козыри, чтобы начать передел рынка: прекрасный новый завод, понимание со стороны руководства страны и нестабильность на Украине. Теперь им — и "Климову", и ОДК в целом — надо показать, на что они способны. Сначала будет тяжело резко нарастить объемы, но, если они справятся, потеснить их на рынке станет уже очень трудно.
Виктор Чуйков
президент ассоциации авиадвигателестроителей России "АССАД"