"Деловой Петербург". Когда в товарищах согласья нет

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Белоруссия и Казахстан согласны находиться в Таможенном союзе до тех пор, пока им этом выгодно. Россия пытается надавить на эти страны, но ничего не выходит. Поэтому властям РФ проще что-нибудь присоединить, уверен колумнист dp.ru Сергей Гуркин.

В пятницу, выступая на молодежном форуме "Селигер", Владимир Путин сделал два комплимента президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Сначала сказал, что это именно он, Назарбаев, придумал Евразийский союз (ЕАС). Потом добавил, что казахский президент молодец — сумел создать в границах Казахстана государство, которого там никогда не было. Казахи обиделись: нашей государственности, мол, уже много веков. Впрочем, Путин имел в виду, что не существовало государства именно в этих границах — они появились в советское время.
Назарбаев в этих комплиментах увидел скрытый подвох и на следующий день сказал, что, если Казахстану будет в ЕАС невыгодно, он из союза выйдет. Похоже, принял близко к сердцу намеки отдельных русских государственников, что на севере Казахстана, как и на юго–востоке Украины, много русских. А может быть, устал от давления Москвы, которая требует, чтобы Белоруссия с Казахстаном присоединились к линии РФ в украинском вопросе.
Пока согласия в товарищах не много. С промосковскими заявлениями ни Минск, ни Астана не выступили, прекращать реэкспорт запрещенных в России товаров не собираются. Да и вообще делают только то, что им выгодно, и ровно столько, сколько выгодно. Находиться в союзе с равноправными партнерами — дело для России новое, неизвестное, опыта нет. Ни у Российской империи, ни у Советского Союза равных по рангу партнеров никогда не было.
Поэтому нам проще что–нибудь присоединить де–юре, как Крым, или хотя бы де–факто, как Абхазию. Хорошо складывается и взаимодействие с донбасским ополчением. Тамошняя война, как рассчитывают в Кремле, так или иначе закончится для России неплохо. Либо от Украины отделятся еще пара регионов, либо (что предпочтительнее) они в ней останутся, а Киев взамен откажется от НАТО и антироссийской риторики. То есть все останется как было, кроме того, что Крым теперь сами знаете чей. Один минус, правда, все–таки есть. То ли нам так упорно не везет с товарищами, то ли мы что–то не то делаем в наших с ними отношениях.