Борьба за подземные миллиарды

Автор фото: Ермохин Сергей
Состав метрополитена "НеВа"

Петербургский метрополитен объявил крупный конкурс на поставку вагонов за 6,7 млрд рублей. Борьба развернется между московским "Трансмашхолдингом" и петербургским "Кировским заводом", которые жестко конкурируют за подобные заказы в последние годы.

Петербургский метрополитен объявил конкурс на поставку 15 поездов нового поколения. Максимальная стоимость заказа составит 6,7 млрд рублей.
"Всего мы закупим 120 вагонов. Они будут курсировать по первой линии. Это самая старая ветка петербургской подземки, и на ней используются самые старые вагоны", — рассказали в ГУП "Петербургский метрополитен". Там уточняют, что закупка растянется до 2019 года, в течение этого срока победивший подрядчик будет получать деньги примерно равными долями. Как поясняют в метрополитене, выделить всю сумму сразу там не готовы, поскольку будут закупать вагоны полностью на собственные средства. В результате подвижной состав первой ветки должен полностью обновиться в течение пяти лет.
Потенциальные подрядчики должны будут предоставить обеспечение заявки в размере 336,6 млн рублей. Победителя выберут в начале октября. Первый состав поставят в ноябре 2015 года.
В метрополитене отмечают, что поучаствовать в конкурсе сможет любой производитель. С другой стороны, на линии удобнее обслуживать вагоны одного и того же типа, чтобы закупать одни и те же запчасти оптом и обучать машинистов и специалистов по ремонту по одной общей программе.
Судя по данным конкурсной документации, технические условия соответствуют параметрам вагонов "НеВа", которые уже курсируют на третьей (зеленой) линии петербургской подземки. Это асинхронные составы, которые производятся по более современной технологии. Для пассажиров их основное отличие заключается в том, что в вагоне не так шумно во время поездки, и он имеет более плавный ход.
"НеВу" производит российско-чешский консорциум в лице ООО "Вагонмаш". В прошлом году комитет по транспорту через суд оштрафовал ООО "Вагонмаш" (на тот момент это было совместное предприятие петербургского ОАО "Вагонмаш" и чешской компании Skoda Transportation) на 40 млн рублей за то, что тот срывал сроки поставки. Вскоре ОАО "Вагонмаш" обанкротилось, и ОАО "Кировский завод" выкупил его 49% в этом российско-чешском предприятии. Теперь работы ведутся в цеху "Кировского завода", но на оборудовании ЗАО "Вагонмаш". Также и часть сотрудников разорившегося предприятия перешла работать на завод.
В этом году "Кировский завод" пытался разорвать другой подобный контракт на поставку 66 вагонов за 3 млрд рублей, который ГУП "Петербургский метрополитен" отдал петербургской "дочке" московского "Трансмашхолдинга", "Октябрьскому электровагоноремонтному заводу" (ОЭВРЗ). По версии завода, ОЭВРЗ установил "монопольно низкую цену", но Арбитражный суд отказал компании в иске.
" Трансмашхолдинг ", крупнейший российский производитель вагонов, потеснил "Вагонмаш" на петербургских конкурсах несколько лет назад. До этого именно "Вагонмаш" был основным поставщиком вагонов для петербургской подземки. Но в 2012 году москвичи выиграли контракт на 2,6 млрд рублей на поставку 102 стандартных вагонов, а весной 2013 года получили три контракта на 765 млн рублей.
Московский холдинг тоже производит свои асинхронные составы. Если составы "НеВа" разрабатывали специалисты Skoda, то составы "Трансмашхолдинга" — эксперты самого этого холдинга. И эти составы сейчас эксплуатируются в московской подземке.
Также теперь борьба развернется и между "Трансмашхолдингом" и "Кировским заводом". В "Трансмашхолдинге" говорят, что изучают конкурсную документацию, но пока не оценили привлекательность этого предложения и не приняли решение об участии. На "Кировском заводе" не смогли оперативно рассказать о своих планах.
Конкуренцию этим двум гигантам могла бы составить корпорация "Уралвагонзавод". Там тоже не комментируют объявленный конкурс и не сообщают, планируют ли в нем участвовать.
"Новые вагоны для нужд Петербургского метрополитена приобретались до 2014 года комитетом по транспорту и комитетом по государственному заказу. С 2010 года администрацией города было проведено порядка 20 торгов на поставку вагонов для формирования пассажирских электропоездов метрополитена. Общая стоимость соответствующих закупок составила 13,5 млрд руб", — отмечает Константин Михайленко, директор по развитию "Ассоциации электронных торговых площадок".