"Деловой Петербург". Долговая коммунальная яма

Автор фото: Trend/ Александр Дроздов
Россия, Санкт-Петербург. Смотр-конкурс аварийно-восстановительных бригад управляющих организаций по восстановлению системы теплоснабжения многоквартирного дома.

 Корреспондент dp.ru Ольга Мягченко - о том, как в Петербурге можно решить проблему с коммунальным долгом в 15 млрд рублей.

Коммунальные долги — это некая данность, к которой все давно привыкли. Кроме поставщиков ресурсов. Совокупный долг за воду, тепло и электричество в Петербурге — 15 млрд рублей. Больше половины — просроченная задолженность. За 3 года долг вырос на 3 млрд. Монополистам этих денег не хватает. Особенно сейчас, когда государство ограничило рост тарифов. Поэтому они энергично взялись за должников. Обанкрочены несколько ТСЖ и две крупные управляющие компании — "ЖКС № 2 Василеостровского района" (долг перед ТГК-1 405 млн рублей) и "ЖЭК Созвездие" (требования кредиторов — 150 млн рублей). Поданы банкротные иски еще к десятку УК. Петербургская сбытовая компания инициировала уголовные дела против своих должников: ООО "Жилкомсервис", ООО "Энергосфера" и ООО "ЖЭК Созвездие". Но возвращению долгов это не очень помогает. Компании научились уходить от обязательств. Например, владельцы УК создают несколько компаний с похожими названиями и переводят под их управление дома должника, который превращается в фирму–пустышку и не может оплатить долг, так как не ведет операционной деятельности.
Сложные схемы придумывать не обязательно, УК может годами не перечислять монополистам собранные с жильцов деньги. Имущества у управляющих компаний нет, взыскать с них нечего. Так было с фирмой "Дезис Петротрест": она 2 года не платила за коммунальные услуги. Гендиректор Андрей Прибытков, возглавивший компанию в апреле, говорит: теперь деньги перечисляются. Он ведет проверку деятельности своих предшественников, подозревая их в нецелевом использовании средств.
Вдобавок 2% жильцов не платят за квартиру — это увеличивает задолженность на 1,2 млрд рублей в год. Способов взыскать эти долги нет: отключать услуги по закону нельзя, отбирать квартиру — тоже. Решением проблемы отчасти может стать заключение соглашений между монополистами и управленцами о том, чтобы платежи населения шли напрямую поставщикам коммунальных ресурсов. Тогда по крайней мере недобросовестные УК не смогут этими средствами манипулировать. Но в таком случае лишится денежных потоков принадлежащий Смольному расчетный центр ГУП ВЦКП, который выставляет счета населению и аккумулирует 70% городской квартплаты (70 млрд рублей в год). Пока монополистам не удается пересилить авторитет Смольного. Например, у ТГК–1 (занимает 50% рынка теплоснабжения) оформлены прямые платежи только с 40 домами. Всего же в Петербурге 50 тыс. жилых строений.
Единственный способ устранить проблему — ужесточить ответственность за неплатежи. Так после распада СССР поступили Латвия и Литва. Правда, из–за этого сотни людей там лишились жилья — не смогли погасить долги. Зато теперь собираемость квартплаты — 100%. В выигрыше прежде всего жильцы: банки охотно дают кредиты на ремонт домов, принимая в качестве обязательства поток квартплаты. За 5 лет в Прибалтике привели в порядок все жилые дома. Для России, где средний износ жилфонда 70% и взять деньги на ремонт неоткуда, это была бы действенная схема капремонта. Но у нас проблемы ЖКХ слишком политизированы, и на такие непопулярные меры, как выселение за долги по квартплате, власти не пойдут. Значит, долг будет нарастать, а жилье — ветшать.