"Деловой Петербург". Три уровня защиты туриста

Автор фото: ИТАР-ТАСС

 Заместитель директора департамента страхования финансовых рисков и ответственности ОАО "АльфаСтрахование" Денис Зенка - о проблемах туристического рынка России.

Серия уходов с рынка туристических операторов в очередной раз обнажила серьезные проблемы туристического рынка, а последствия приостановки деятельности турфирм, в свою очередь, продемонстрировали, что система защиты отечественных туристов требует кардинальных изменений. Серьезные прецеденты случались и в предыдущие годы, определенные выводы и действия за ними последовали, но они были направлены скорее на лечение симптомов, нежели на устранение самих проблем.
Сейчас за короткий промежуток времени рынок покинули девять туроператоров. В шести случаях ведется штатная работа по выплатам компенсаций. В трех — ситуация относительно сложная: гражданская ответственность туроператора "Нева" была застрахована в компании, резервы которой меньше, чем размер финансового обеспечения; гарантия "Экспо–тура" действовала до 9 июня, а оператор прекратил работу 30 июля, то есть выплаты могут получить только те туристы, которые приобрели пакет до 9 июня; потенциальный размер выплат клиентам "Лабиринта" значительно превышает размер его финансового обеспечения. То есть в тех случаях, когда туроператоры ответственно подходили к своему финансовому обеспечению, ситуации стандартные и решаемые, а вот перечисленные три и вызывают больше всего вопросов о том, какие изменения должна претерпеть система защиты туристов.
Число пострадавших граждан, размеры убытков и частота уходов туроператоров с рынка позволяют говорить о высокой социальной значимости страхования и подтверждают оправданность существования многоуровневой системы защиты, о которой сегодня говорит страховое сообщество. Только она способна обеспечить финансовые гарантии российским туристам в случае прекращения деятельности операторов и предотвратить новые ситуации, когда размер финансового обеспечения будет выше резервов страховщика или убытки будут гораздо больше, чем размер приобретенных гарантий.
В первую очередь само профессиональное сообщество туроператоров должно ограничить выход на рынок недобросовестных участников, в противном случае остальным финансово устойчивым компаниям придется оплачивать их убытки за счет повышенной цены страхования, а также выработать критерии и стандарты работы на собственном рынке. Второй уровень должно обеспечивать объединение страховщиков, например перестраховочный пул. Участники этого пула будут работать только с теми операторами, которых туристическое сообщество будет считать надежными.
Разумеется, страховщикам необходимо будет понимать, какие конкретные требования выдвигает СРО туроператоров к своим участникам, эти требования должны быть не только понятны и прозрачны, но и выполняться. Кроме данных критериев важны размер собственного компенсационного фонда, который будет создаваться при объединении туроператоров, а также условия работы с перестраховочным пулом, в первую очередь размер тарифов. Третий уровень предполагает государственное участие на случай форс–мажорных или критичных ситуаций, например природных катаклизмов, военных действий.