"Деловой Петербург". Мусор прячется в портфелях

Автор фото: ИТАР-ТАСС

В национальной лиге управляющих считают, что часть пенсионных накоплений (около 2 млрд рублей) вложена  в "мусорные" облигации, по которым уже объявлен дефолт. При этом в некоторых УК доля дефолтных бумаг может достигать 10% от портфеля.

Национальная лига управляющих ( НЛУ) готовит обращение в Банк России, чтобы он проверил управляющие компании (УК), работающие с пенсионными накоплениями негосударственных пенсионных фондов (НПФ), на наличие в их портфелях дефолтных ценных бумаг. Об этом говорится в сообщении на сайте лиги. В НЛУ оценивают объем дефолтных бумаг в портфелях НПФ в сумму около 2 млрд рублей. При этом в некоторых УК доля дефолтных бумаг может достигать 10% от портфеля.
В разгар кризиса 2008–2009 годов произошло более 300 дефолтов эмитентов облигаций. Среди громких случаев в Петербурге можно упомянуть дефолт таких эмитентов, как "Севкабель" (объем неисполненных обязательств перед облигационерами на момент дефолта оценивался в 2,5 млрд рублей), "Глобус–лизинг" (около 1 млрд), "М–Индустрия" (до 1 млрд рублей).

Наследство кризиса

Опрошенные "ДП" лидеры среди УК по объему пенсионных накоплений в основном либо отказывались от комментариев, либо говорили, что у них нет в портфелях дефолтных бумаг. "Действительно, ситуация, когда у УК, работающей с НПФ, есть дефолтные бумаги, возможна. Доля таких бумаг индивидуальна в портфеле той или иной УК, к тому же это та информация, которой УК не хотят и не любят делиться и раскрывать ее в открытых источниках, — говорит Евгений Добровольский, председатель совета НПФ "Согласие". — Могу сказать только, что в нашем портфеле и в портфелях наших УК, инвестирующих пенсионные накопления и пенсионные резервы наших клиентов, таких бумаг нет". По его словам, большая часть проблемных активов образовалась в результате кризиса 2008 года. Бумаги не списаны, так как долгое время доминировал подход, что самым корректным способом списаний бумаг будет процедура банкротства эмитента. Далеко не все эмитенты, допустившие дефолт, через эту процедуру прошли. Поэтому во многих случаях УК вынуждены держать такие бумаги на балансе, объясняет Евгений Добровольский.

Списать придется

"На рынке работают УК с достаточно агрессивной стратегией, у них могло скопиться достаточно большое количество дефолтных бумаг", — подтверждает топ–менеджер одной из УК. Но, по его мнению, бумаги эмитентов, объявивших дефолты в 2008–2009 годах, скорее всего, уже списаны. По учетной политике НПФ при дефолте бумаг их цена дисконтируется с каждым днем и через какое–то время списывается в ноль, объясняют эксперты. Но стоит помнить, что дефолты были не только в разгар кризиса, но и в прошлом и текущем году, хоть их и было в разы меньше. Сейчас дефолтных бумаг не так много, но для процесса по расчистке балансов НПФ, начатого Банком России, нужно оценить стоимость их портфелей и чистых активов. Причем у держателей дефолтных облигаций небольшие шансы вернуть вложенные деньги. Даже если к эмитенту подан иск о возврате средств, облигационер идет в третьей очереди кредиторов. Кроме того, как правило, российские компании выпускают облигации через дочерние ООО, у которых почти нет средств на балансе.
В целом, согласно материалам НЛУ, в структуре пенсионных портфелей УК объем средств, вложенных в облигации российских компаний, составляет 596,5 млрд рублей. А стоимость чистых активов пенсионных накоплений, находящихся в УК, по итогам I квартала составила 2,38 трлн рублей.
Российские НПФ сейчас заняты выполнением требований недавно принятых законов — акционированием и вступлением в систему страхования пенсионных накоплений. Предполагается, что после этого НПФ смогут рассчитывать на приток пенсионных накоплений. Пока же на 2015 год продлен мораторий по формированию накопительной части пенсии граждан.