"Деловой Петербург". Интернет–маркетинг переходит на личности

Автор фото: globallookpress

 Корреспондент dp.ru Артем Члегов - о том, что такое кликджекинг и почему он эффективен в продажах.

Одна моя коллега была шокирована и потом долго возмущалась, когда после поиска в Интернете новой сумки она вдруг стала получать назойливые предложения купить тот самый желанный аксессуар из каждого рекламного модуля в Сети. Современные технологии интернет–маркетинга действительно могут вызвать паранойю у неподготовленного пользователя. И в будущем вмешательство рекламщиков в нашу личную жизнь будет только усиливаться.
Яркое подтверждение тому технология кликджекинга (в переводе с английского "воровство кликов"). Речь идет о способе не только легко узнавать интересы безымянных пользователей Сети на основе их истории посещений, как это практикуется сейчас, но и полностью раскрывать их личность и контакты.
Для этого используются недостатки технологии авторизации, которую используют многие популярные ресурсы для обмена личными данными. Например, она используется, когда социальная сеть обращается к вашему почтовому ящику, чтобы просканировать адреса ваших знакомых на случай их присутствия в базе. Никаких паролей при этом вводить не требуется. Но нужно, чтобы у пользователя был осуществлен вход в профиль соцсети, а также чтобы он сам согласился на обмен информацией, нажав на специальную кнопку.
Суть кликджекинга заключается в умелой маскировке этой самой кнопки. Заходит пользователь, к примеру, на сайт о потребительском кредитовании, а там ему предлагают просмотреть видеоролик. Но вместо нажатия кнопки play он, сам того не зная, дает согласие на обмен личной информацией. В результате у хозяина ресурса появляются контактные данные пользователя вплоть до номера сотового телефона, если он указан. Эти данные затем перепродаются заинтересованным маркетологам и рекламистам, и через какое–то время пользователь получает личное сообщение, в котором ему предлагают взять кредит на очень выгодных условиях. И, как правило, отдача от таких методов воздействия высокая. Один мой знакомый предприниматель, пользующийся такими методами, недавно смог выдать автокредит человеку, у которого даже в планах не было садиться за руль. Он просто случайно пошел не по той ссылке.
Хотя сам по себе кликджекинг существует не менее 5 лет, до последнего времени его использовали в основном для накрутки количества лайков. Использовать же его для адресной рекламы ранее не догадывались. Сейчас же технологию активно применяют сразу несколько ИТ–компаний на постсоветском пространстве. Одна из них, несмотря на проблемы с этикой, которые есть у данной технологии, даже получила господдержку и место в одном из бизнес–инкубаторов Казахстана. Еще несколько стартапов в этой сфере готовятся к запуску. Как правило, контакты опознанных таким образом пользователей продаются оптом по цене несколько рублей за штуку. Как уверяют кликджекеры, ничего противоправного в этой технологии нет. Они, дескать, просто умело и наиболее полно используют возможности существующих технологий. Но, боюсь, мою коллегу, когда ей в почту в очередной раз придет письмо с предложением купить ту самую сумку, это объяснение не устроит. Способы избавиться от подобного вмешательства есть, но их немного. Пока самый действенный из них— не оставлять свой профиль в соцсети открытым.