"Деловой Петербург". Финиш автошкол

Автор фото: ИТАР-ТАСС

С середины августа в России действуют новые правила правила подготовки водителей. Из-за этого трети петербургских автошкол придется покинуть рынок объемом 1,4 млрд рублей. По словам экспертов, в ближайшее время цены в автошколах вырастут на 30%.

С 12 августа действует приказ Министерства образования и науки России "об утверждении программ для водителей" от 26 декабря 2013 года № 1408. Переходный период для него не предусмотрен, потому в разгар сезона автошколы Петербурга не могут набирать новых учеников. "Мы уже направили рабочие программы в Госавтоинспекцию. Месяц отводится на проверку документов, затем ждем проверку материально–технической базы", — говорит Владимир Якименко, директор автошколы "Учебный центр "Нево–Класс". По его словам, обучение групп, набранных до 12 августа, продолжается, закон обратной силы не имеет, но остальных обзванивали с извинениями и предупреждением о переносе сроков обучения.

Требования выросли

В соответствии с приказом, автошколы обязаны получить новую лицензию. Но если раньше это проходило в уведомительном порядке, то сейчас школы обязаны согласовать новые учебные программы с Госавтоинспекцией, а также пройти через проверку материально–технической базы автошколы: учебных классов, автомобилей и площадки для подготовки будущих водителей. По новым правилам минимальная площадь автодрома должна составлять не менее 0,24 га. Кроме того, она должна использоваться на законных основаниях: официально находиться в собственности или в аренде. Работа без лицензии грозит автошколе штрафом 300 тыс. рублей.

Дефицитный автодром

Самым сложным пунктом требований оказалось наличие площадки. Лицензию выдают автошколам, в распоряжении которых есть асфальтированная и огражденная площадка с необходимым оборудованием — разметкой и дорожными знаками.
"Оборудование, при условии что площадка уже асфальтирована и огорожена, стоит не так дорого — от 0,5 млн до 1 млн рублей", — говорит Артем Догаев, генеральный директор ГК "Светофор". По его мнению, новые правила ударят по небольшим школам, у которых нет собственной площадки, так как затраты на оплату аренды составят 192–240 тыс. рублей в месяц за автодром площадью 0,24 га. "Обойти это условие не получится, так как загрузка автодрома рассчитывается по специальной формуле и тоже проверяется", — обращает внимание Артем Догаев. "Ежемесячный расход нашей школы — 600 тыс. рублей, платить еще 240 тыс. за площадку без потери доходности мы не можем", — сетует директор одной из небольших автошкол. На условиях анонимности она рассказала, что на имеющемся автодроме, площадь которого меньше 0,24 га, занимались еще пять автошкол, и теперь все они простаивают. "Мы активно ищем места, но в городе просто физически нет площадок для всех желающих", — утверждает она.
Помимо этого, возрастают расходы на заработные платы преподавателей и инструкторов, так как увеличивается количество часов со 106 до 132, вводится в штат психолог.

Доедут не все

"Ужесточение требований ГИБДД началось давно, и большинство крупных школ давно обзавелись площадкой, пострадают самые мелкие игроки", — говорит Владимир Якименко. "В группе риска автошколы, которые набирают один–два класса, у них просто нет необходимых денег на развитие, у автошкол с тремя–пятью классами больше шансов выжить", — согласен с ним Артем Догаев.
В 2012–2013 годах в Петербурге, по данным Управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти, работали 158 автошкол. Примерно 50 из них набирали по два класса и меньше. Таким образом, каждая третья автошкола рискует не возобновить работу. Объем рынка автошкол составляет около 1,4 млрд рублей в год.
Изменить ситуацию позволило бы введение переходного периода на 1–2 года. В любом случае стоимость услуг автошкол возрастет. По оценкам ГК "Светофор", удорожание составит 25–30%.