"Выходной Петербург". Оно как–то бойчее

Автор фото: ВИКТОР ТИХОМИРОВ

О моде на импортозамещение

Среди множества легенд о приключениях Ходжи Насреддина есть история о том, как однажды он рассказал в чайхане на базаре, что берется научить богословию кого угодно — даже ишака! Один из слушателей не замедлил донести властям на болтливого учителя ишаков, и вскоре Ходжу Насреддина доставили пред светлые очи самого повелителя тамошнего царства. Действительно ли ты говорил, что можешь научить богословию ишака, спросил владыка? Истинно так, падая ниц, ответил Насреддин, за 20 лет и за 10 тыс. золотых монет я научу богословию даже ишака! Выдать ему 10 тыс. золотом, вскричал повелитель, и приведите сюда ишака! Смотри, ничтожный, продолжил государь, если через 20 лет этот ишак не будет знать богословие, я прикажу казнить тебя как богохульника!
Что же ты будешь делать, спросили Насреддина, когда он покидал дворец, ведя в поводу ишака, навьюченного мешками с золотом, как же ты научишь богословию бессловесную скотину, хотя бы и за 20 лет? Пока что я получил в хозяйство хорошего ишака и 10 тыс. золотых, ответил Ходжа. А через 20 лет кто–нибудь обязательно умрет — или я, или государь (да продлятся его дни вечно!), или этот ишак. А тогда поди разбери, кто из нас лучше знал богословие!
В этой истории мотивы Насреддина вполне понятны, труднее сказать, какими соображениями руководствовался правитель, выдавая 10 тыс. золотых человеку, обещавшему научить ишака богословию. Вряд ли это была простая глупость, скорее владыкой двигала убежденность в собственном могуществе. Кто знает? Видимо, предложение Ходжи Насреддина затронуло какую–то чувствительную струну в душе государя, почему он и получил мешок с золотом на обучение ишака.
В последнее время вокруг российской казны появилось множество людей, обещающих если и не научить ишака богословию, то в любом случае сотворить что–то исключительное, при условии, натурально, выдачи им мешка с золотом. При этом к своим проектам они добавляют слово "суверенный". Как замечал по этому поводу герой романа Ивана Тургенева, "иные молодцы даже русскую науку открыли: у нас, мол, дважды два тоже четыре, да выходит оно как–то бойчее".
И если до суверенной математики, в которой дважды два выйдет пять, у нас пока все–таки не додумались, то от суверенной информатики мы почти в двух шагах. Говорят, что для полного замещения импортного программного обеспечения отечественным необходимо подготовить 650 тыс. программистов (вдвое больше, чем их есть в России сейчас), обеспечить их госзаказом, и за 5–7 лет они отправят Microsoft на свалку истории в пределах одной седьмой части суши. При этом остальные шесть седьмых будут по–прежнему пользоваться Windows, поскольку — заметьте — государственные люди не ставят задачи создать конкурентоспособные программные продукты, а предлагают искусственно заместить те, которые уже есть сейчас. И создатели которых не стоят на месте.
Добавим, что в СССР, на опыт которого как на опыт образцовой автаркии полюбили ссылаться изобретатели суверенной арифметики, слово "импортозамещение" не произносилось вообще. Перечитайте материалы многочисленных съездов КПСС — чуть ли не на каждом из них ставилась задача наладить производство товаров, не уступающих зарубежным образцам (другое дело, что решить эту задачу так и не удалось). Но при этом никогда не говорилось, что советские трудящиеся должны быть довольны низким качеством отечественной продукции только потому, что она произведена в Москве, а не в Париже.
Однако сфера IT — как раз та отрасль, в которой России есть чем похвастаться. Здесь и национальная поисковая система, и национальная социальная сеть, и антивирусные программы, и переводчики, множество прикладных программ, успешных и конкурентоспособных. Стоит ли затевать глобальный проект замены программного обеспечения на казенный счет, не проще ли поддержать пока еще работающих в России математиков и программистов?
К слову, если уж искать русский след во всякой компьютерной программе, то в какой–то степени можно записать в список достижений отечественной математической школы и Google, ведь один из его создателей родился в Москве. Правда, шестилетнего Сергея Брина его родители — выпускники легендарного матмеха МГУ — увезли из СССР как раз в те годы, когда тема государственной исключительности зазвучала особенного громко.