"Деловой Петербург". Замороженные фуры

Автор фото: Волков Павел

В Петербурге опустели склады, сотни фур простаивают. Прямые потери логистического рынка от эмбарго на продовольствие оцениваются в 2 млрд рублей. В первую очередь пострадали компании, поставлявшие рыбу, овощи, фрукты и молочную продукцию.

Участникам логистического рынка Северо–Запада придется дорого заплатить за российское продовольственное эмбарго. Перевозчики, ориентированные на импорт, не могут оплатить около 300 приобретенных в лизинг машин совокупной стоимостью 2,3–2,4 млрд рублей. Простаивает также часть принадлежащих им трейлеров, которые раньше были задействованы для транспортировки продукции, ввозимой из стран, попавших под российские санкции. Оборот этого рынка — 0,9–1,2 млрд рублей.
Одновременно упала загрузка складов с холодильным и морозильным оборудованием. Часть хранилищ готовится отключить холодильники и перейти в режим обычных складов. Это приведет к росту конкуренции на складском рынке и снижению арендных ставок как минимум на 10% до конца 2014 года. В итоге складской рынок потеряет 900 млн рублей арендных платежей.

Рефтехника простаивает

На Северо–Западе от эмбарго пострадали прежде всего компании, ориентированные на поставки замороженной и охлажденной рыбы, замороженных овощей и фруктов, молочной продукции. Через наш регион импортируется основная часть продовольствия в Россию, говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Объем годового импорта через Северо–Запад до введения санкций составлял 1 трлн рублей. Под запрет попал поток объемом 360 млрд рублей. По оценке директора аналитического департамента GKFX Александра Позднышева, импортные потоки, которые ввозятся в наш регион автотранспортом, формируют Норвегия и Финляндия.
Большую часть грузов финны и норвежцы доставляют силами своих транспортных компаний. Доля российских перевозчиков — 10–20%. Для транспортировки замороженных продуктов задействовано около 150 рефрижераторных трейлеров, находящихся в собственности у 12–15 компаний–перевозчиков, и еще примерно 300 машин, приобретенных ими в лизинг.
Как рассказала гендиректор ООО "Нордленд" Евгения Турутина, у ее компании 15 грузовиков в собственности и 14 в лизинге. До конца 2016 года она должна заплатить за них по договорам лизинга 16 млн рублей. Сейчас все машины простаивают, говорит Евгения Турутина. Как сообщил гендиректор ООО "Ятис" Сергей Туровский, из имеющихся у его компании 207 машин в перевозках из Норвегии были задействованы 52 — все они стоят. "Когда оборот снижается на 30%, это ощутимо. Мы ищем замену на внешних рынках: рассматриваем Турцию, Иран. Но пока результата нет", — добавляет он.
Перевозчики попытались выйти на рынки Европы, но местные компании тут же снизили расценки на свои услуги, и для российских рефрижераторов передислокация стала невыгодной.
Если в ближайшие недели не удастся задействовать технику в других регионах или странах, то оплатить лизинг трейлеров перевозчики не смогут и машины придется возвращать лизинговым компаниям. Фирма ООО "Карина" из–за простоя 10 принадлежащих ей рефрижераторов отправила в неоплачиваемый отпуск 13 водителей. "Из–за санкций резко выросло предложение транспортных услуг, поэтому на 20% упали ставки за транспортировку. Раньше ходка одной фуры в Финляндию стоила 60 тыс. рублей, сейчас — 45 тыс. Так что эмбарго ударило и по внешним перевозчикам, и по внутренним", — отмечает гендиректор "Карины" Майя Терентьева.

Нечего возить

Для перевозки продуктов используются специальные рефрижераторы, которые стоят дороже, чем обычные тентовые машины, себестоимость перевозки на них выше на 20%, так что переориентировать их на другие виды товаров без потерь не получится, говорит представитель Ассоциации международных автоперевозчиков на Северо–Западе Константин Шаршаков. По его словам, стоимость одного рефрижератора — около 7,7–8,2 млн рублей (против 6,7 млн рублей за тентовый грузовик).
"На Северо–Западе невозможно найти подходящие товары, чтобы загрузить все рефтягачи, которые пострадали от российского эмбарго. Рынок жестко поделен между перевозчиками, и вклиниться не получится, владельцам машин придется искать загрузку для каждого трейлера индивидуально, — отмечает Константин Шаршаков. — Наша промышленность не может обеспечить грузоперевозчиков заказами. Можно, конечно, возить на рефрижераторе не заморозку, а другие грузы, но это будут заведомо убыточные перевозки".

Складские потери

Продовольственное эмбарго затронет также логистические компании, которые занимаются ответственным хранением продуктов. Поскольку под запрет попали мясо, рыба, молочная продукция и замороженные фрукты и овощи, то пострадают морозильные (с режимом хранения минус 18°С) и холодильные склады (плюс 2–6°С), говорит руководитель отдела индустриальной недвижимости Astera Вера Бойкова.
В Петербурге и пригородах действует 37 низкотемпературных складов. Ставка аренды в них — 500–700 рублей за 1 м2 в месяц. Это на 20–50% дороже, чем в обычных складах.
Председатель совета директоров группы компаний "Энерго" Азат Григорьян считает, что больше всего пострадают холодильники: "Когда будут налажены новые каналы поставки, морозильники быстро заполнятся: мороженые мясо и рыбу невозможно хранить в других условиях. С холодильниками сложнее. Отечественные поставщики, стремясь сэкономить, предпочтут сыры, сметану и йогурты хранить на обычных складах, благо большую часть года температура там не выше 10°С".
Часть холодильников перейдет в разряд обычных хранилищ, пополнив этот сегмент как минимум на 10%. В итоге арендные ставки до конца года упадут как минимум на 10%, предрекает Азат Григорьян. Учитывая, что совокупный оборот арендной платы качественных складских площадей Петербурга и пригородов составляет 9 млрд рублей в год, потери этого рынка могут составить 900 млн рублей. А если прибавить потери перевозчиков, общие потери логистического рынка могут достигнуть 2 млрд рублей.
Помимо автомобильных перевозчиков эмбарго затронет также контейнерные и железнодорожные перевозки. Процесс поиска новых партнеров из стран, не входящих в перечень, займет не меньше 3–4 месяцев. Мелкие компании будут тяжело переживать эти издержки, в более выгодном положении окажутся те, кто работает с ретейлерами. Самый дешевый выход для них — быстро поменять контрагентов на тех, которые поставляют продукты из других регионов. Возможно, в этом случае перевозчикам придется снизить расценки на свои услуги. Но это лучше, чем потерять бизнес.
Максим Раевский
член совета директоров компании "Стройинвесттопаз"
Я не вижу негативных последствий от эмбарго для логистического рынка. Склады забиты. Может потребоваться время для пополнения запасов. Но это точно будет меньше чем полгода. Логисты моментально нашли поставщиков из стран, не входящих в санкционный перечень. Например, молочные продукты возят из Белоруссии. Наши партнеры в Мурманске потирают руки, предвкушая рост поставок из–за закрытия норвежского импорта. Там обработка грузов дороже, чем в Норвегии, зато Мурманск ближе. Эмбарго поможет войти на наш рынок поставщикам, которым раньше доступ был закрыт.
Михаил Тюнин
руководитель отдела индустриальной, складской недвижимости и земли Knight Frank St. Peterburg