"Деловой Петербург". "Тушканы", или Дырка на границе

Автор фото: Кульгун Андрей

 Управляющий проектом MusicMag Игорь Трусканов - о "тушканах", которые выигрывают конкуренцию у законопослушных бизнесменов.

Петербургские предприниматели ведут неравную борьбу с "тушканами" — вы знаете, кто это такие? Сейчас расскажу. Ежедневно они пересекают границу с Финляндией в микроавтобусах. Это не шоп–туристы, которые покупают что–то для себя или своей семьи, это именно граждане, которых используют для перевозки заказанного товара. "Тушкану" платят за каждую поездку. Ежедневно из Петербурга в сторону финской границы выезжает множество микроавтобусов. Подобно курьеру, "тушкан" получит за границей на руки товар, провезет его через границу, а затем вернет нанимателю, получив свое скромное вознаграждение. Во время проверки микроавтобуса "тушканы" сидят тихо, лишнего не говорят, на вопросы отвечают односложно. Они везут товар "для личных нужд". Домашние кинотеатры и музыкальные центры, камины, оборудование для саун, запчасти для яхт и лодок. Все, на чем можно заработать на разнице в цене.
На каждого " тушкана " приходится именно столько товара, сколько разрешено для беспошлинного ввоза в страну. Тот же, кто собрал их всех в одном транспорте и выдал перед обратной дорогой товар, получает через несколько часов весь этот груз на своем складе в Петербурге освобожденным от всех налогов, предусмотренных для финских покупателей, но и не заплатив налогов, предусмотренных для коммерческих товаров, ввозимых в Россию. Далее этот привезенный товар поступит на просторы интернет–торговли. Как правило, заказ на него получен заранее — в интернет–магазине или через порталы частных объявлений, через аккаунты социальных сетей. Организаторы такого процесса получают ощутимое преимущество перед своими законопослушными конкурентами. И вовсю развивают свою деятельность. Деятельность, прямо скажем, не вполне легальную. Ведь на аккаунт в социальных сетях или на портале частных объявлений не распространяются закон о торговле, закон о защите прав потребителей и масса различных норм и правил.
Но что же тогда делать законопослушным предпринимателям? Они оплачивают транспортно–логистические издержки, пошлины и налоги, арендную плату магазина. Товар получается существенно дороже. Но у этого есть и вторая сторона. От 40 до 60% стоимости легально ввозимого товара возвращаются в экономику страны. И для страны это, безусловно, лучше. Работодатели же "тушканов" всецело инвестируют в иностранные экономики и свободны от уплаты налогов с дохода. Они работают, по сути, только на себя. Сейчас, когда кризис усиливает конкуренцию, бизнес, построенный на "тушканах", оказывается более конкурентоспособен, чем легальный. Ведь у такого "бизнеса" на порядок меньше издержек.