Родом из черной бедности

Вспыхнувшие в американском городе Фергюсон беспорядки после убийства белым полицейским чернокожего подростка — идеальный случай для пропаганды. Но возможно, уроки этой истории в обозримой перспективе станут актуальными и для российских городов.

В городке Фергюсон, штат Миссури, который день не утихают волнения. В город введены подразделения Нацгвардии штата, силы правопорядка применяли резиновые пули и слезоточивый газ для разгона протестующих, а те, в свою очередь, не только выступают с мирными демонстрациями, но и громят магазины и автомобили. Причиной стало убийство 9 августа Майкла Брауна, в которого полицейский Даррен Уилсон всадил шесть пуль. Накануне в ходе продолжающихся беспорядков полиция застрелила еще одного чернокожего, не желавшего бросать нож и прекратить провоцировать стражей порядка.
О беспорядках в Фергюсоне российские СМИ пишут довольно подробно. Они случились, если так можно выразиться, в подходящий момент. Госдеп США как раз выразил возмущение по поводу очередного приговора фигурантам "болотного дела", так что само собой напрашивалось обвинение: как можно негодовать по поводу посадки демонстрантов в тюрьму, когда у вас там полиция вообще людей убивает почем зря, а беспорядки вообще со стрельбой разгоняет. Этот тезис в свое время выразил лично Владимир Путин. "В других странах, не будем их всуе упоминать, стоит только поднять руку на полицейского, сразу пулю в лоб. Там даже не успевают иногда руку на полицейского поднять, уже стреляют, причем и в женщин, и в детей", — заявил он на большой пресс-конференции в декабре. Вспоминают, естественно, тот факт, что в США это далеко не первый случай, когда белые полицейские убивают черных подростков. Оппоненты, в свою очередь, доказывают, что полномочия полиции в США и России разные, что убитые подозревались в преступлениях и оказывали сопротивление или убегали, и напоминают о многочисленных похожих случаях в России, например, "деле о бутылке из-под шампанского" или убийстве в Петербурге 15-летнего Никиты Леонтьева.
То есть всем участникам дискуссии есть что сказать друг другу, однако не менее интересно посмотреть, в каких условиях произошел инцидент в Фергюсоне.
Фергюсон, штат Миссури, обладает населением чуть больше 20 тысяч человек, примерно как, допустим, Металлострой. Сейчас это пригород крупного города Сент-Луиса, фактически его район или округ, населенный преимущественно чернокожими. Если в начале 20 века белое  население составляло в Фергюсоне три четверти, а еще в 2000 году — 52%, то в последние годы, по разным данным, черных там 66-67,4%, белых же — около 30%. Средний возраст, по данным переписи 2010 года — 33 года, при этом 28% жителей моложе 18 лет, около 10% — 18-24 года.
Город в последние десятилетия переживал ту же судьбу, что и многие другие пригороды американских городов. В процессе субурбанизации жители покидали центры мегаполисов, переселяясь "ближе к природе". В этих районах быстрее всего росли торговля и строительство — сферы, где находили себя низкоквалифицированные рабочие, неподалеку и жившие. И именно пригороды больше всего пострадали от кризиса 2008 года, породившего безработицу среди них. Эксперты в американских СМИ указывают и на другие особенности: хотя в последнее время экономическая ситуация начала выправляться, сказалось это не на всех, и в Сент-Луисе безработица среди белых составляет 6,2%, а среди черных — 26%, это самый большой разрыв в США. Коэффициент Джини, показывающий неравенство доходов, в самом Сент-Луисе составляет 0,52, в пригородах — 0,48 при среднем по стране значении 0,45, средний доход домохозяйства в Фергюсоне — $44 000 при $75 000 в Сент-Луисе. Кроме того, в отличие от других соседних округов, в Фергюсоне не было ограничений по высотности и плотности застройки, что привело к тому, что бедное население не просто росло, но было еще и сконцентрировано. К этому добавляют как следствие отсутствие социальных программ, ухудшение качества образования и разрушающиеся дома.
В конечном итоге получается довольно неприглядная картина бедного района, плотно населенного молодыми неграми, с большой безработицей и плохими перспективами. Сам Майкл Браун, как рассказывают его знакомые, играл в баскетбол и американский футбол (1,93 м, 132 кг), читал рэп и мечтал о своем бизнесе. Полицейские уверяют, что он был замечен на видеозаписях во время грабежа магазина несколькими минутами ранее. Правда, он два дня как поступил в местный колледж. На это накладывается традиционно острый для США расовый вопрос — по данным опросов, 80% черного населения уверены, что в убийстве Майкла Брауна присутствует фактор расовой ненависти.
Так что неудивительно, что на таком фоне убийство черного подростка вызвало беспорядки. Развитие пригородов в США и России сравнивать пока рано — у нас оно находится в зачаточном состоянии, к тому же, есть немало различий, россияне, например, куда менее мобильны в смысле переездов, мигрантов в России меньше, они все-таки в большинстве своем иностранцы. Сейчас наоборот, убийство мигрантами местного жителя вызывает беспорядки со стороны россиян, как это было в том же Бирюлево на окраине Москвы. Но очевидцы уже тогда замечали: рост криминогенности в окрестностях связан с тем, что на гигантской бирюлевской овощебазе множество мигрантов предоставлены сами себе практически без контроля. Неясно, что будут делать сотни тысяч приезжих, если в случае кризиса начнут закрываться стройки и магазины. В США процесс занял десятилетия, и стоит наблюдать за последствиями процессов развития, чтобы не повторять чужих ошибок. Миграционные притоки стараются контролировать и ограничивать, но они все равно продолжают расти. Газета "Известия" как раз проанонсировала 100-тысячный митинг движения "Таджикские трудовые мигранты" против рабских условий труда. И хотя руководитель движения Каромат Шарипов опроверг такое намерение, он отметил, что "такие митинги возможны, если немедленно не привести в законное русло ситуацию с таджикскими мигрантами".