"Деловой Петербург". Почему лекарства в России такие дорогие

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Глава DENIS Pharm Group Александр Фридман объясняет, почему одно и тоже лекарство в России стоит гораздо дороже, чем в Европе.

Все чаще слышу от чиновников высказывания относительно дороговизны лекарств в России. Мол, на один и тот же препарат цена в России и в Европе сильно отличается! Вот, мол, мы какие — беспокоимся о здоровье граждан и выведем всех на чистую воду. Как будто я не беспокоюсь. Да с моей фамилией уже давно можно было на пляже Эйлата отдыхать или в Баварии сосиски кушать. Но вернемся к стоимости лекарств. Проведем ликбез для тех, кто решил людям лапшу на уши повесить.
Шаг первый — регистрация. По неоднократным заявлениям сотрудников Минздрава, рынок России "перспективный (а кто бы спорил) и вход на него стоит дорого" (правда, не пояснили, на каком этапе надо платить, очевидно, поэтому платим всегда и везде). За регистрацию препарата, который зарегистрирован в России менее 20 лет, необходимо выложить от 10 млн рублей (включая клинические испытания), и длиться этот процесс будет не менее 2,5 года, а то и более. Вопрос на засыпку: кто хочет лечиться препаратами, которым более 20 лет?
Шаг второй — дистрибьюторы. Вот предположим, что потратили вы кругленькую сумму на регистрацию и весь этот период платили зарплаты, налоги и т. д. И вот, наконец, о праздник! Заветная бумажка у вас в руках. Теперь, казалось бы, можно и "камни собирать". Да не тут–то было. Дистрибьютор вам и говорит: "Да нам все равно, что у вас за лекарство, нам бы денег надо на рекламу и ввод в ассортимент! Заплатите — возьмем в прайс–лист, не заплатите — извините". И опять приходится платить. А как иначе, страна большая, как доставку по всей России делать?
Шаг третий — аптеки. Со всей ответственностью заявляю, что бесплатно ни один новый препарат на полку в аптечной сети не попадает. Может, и есть исключения, но они настолько редкие, что я за последние 3 года о них не слышал. Стоимость только одного наименования и только за ввод — 700–1500 рублей за каждую аптеку. Ну а если хотите присутствовать и дальше внутри сети, то будете платить постоянно. Теперь представьте, что сеть насчитывает 100, а то и 200 или 500 аптек (а если более 1000 аптек в сети, то нули в сумме выплат на странице не помещаются). Производитель плачет, но опять платит.
Шаг четвертый — реклама. Ну а как без нее? Без рекламы ни один продукт не станет известным потребителям. Без инвестиций в рекламу с вами не будет разговаривать ни дистрибьютор, ни аптека. Просто сговор какой–то!
Шаг пятый — персонал. Вообще говорить страшно. Запросы медицинских представителей растут с такой скоростью, что обзавидуешься. Сейчас самый первый вопрос при собеседовании будущих медработников — а какую машину даете? Да бог с ними, с деньгами, люди работать не хотят.
Вот и судите сами, какая стоимость лекарственного препарата может быть при такой математике. Ведь сам производитель благотворительностью тоже не занимается. В Европе, между прочим, аптечные сети запрещены, прайс–лист на ввод продукции отсутствует, кредитование аптеки от 2,5% и выше, дистрибьюторы оплату не задерживают, отсрочки в 120 и больше дней нет. Да и регистрация препаратов куда доступнее. Вот и есть причины призадуматься, почему в России цены на лекарства высокие.