"Деловой Петербург". От спальников к спутникам

Автор фото: Коньков Сергей

 Программный директор института урбанистики "Среда" Олег Паченков - о том, как Петербургу избежать гиперцентрализации.

Петербург гиперцентрализованный мегаполис, где центр выполняет жилую, туристическую, деловую, административную и даже промышленную функции. Он уже не выдерживает нагрузок. Несколько лет назад власти сделали ставку на комплексное освоение территорий (КОТ). В итоге город, а затем и область получили огромные районы с хаотичной высотной застройкой, где жилая функция подавила все остальные. То есть то, что изначально казалось панацеей, привело к еще большим проблемам. Единственным выходом для города может стать изменение подхода к планированию. Было бы неправильно отказываться от практики КОТ, но нужно изменить их суть — они должны превратиться из классических "спальников" в полноценные районы с рабочими местами и качественной средой. По сути, Петербург может попробовать пойти по пути Парижа и Лондона, которые распределили важные для города функции по различным подцентрам, стремясь избежать гиперцентрализации. Такими новыми центрами притяжения, вероятно, могут стать "Лахта Центр" на севере и "Экспо–центр", а затем и город–спутник Южный на юге Петербурга. Масштабность и содержание этих проектов, главным образом наличие большого количества рабочих мест, позволяют ожидать, что они хотя бы отчасти смогут взять на себя функции, которые сейчас вынужден тянуть задыхающийся центр города.
Важно, что при всей своей масштабности Южный и "Лахта Центр" — частные проекты. С одной стороны, это хорошо, ведь принято считать, что государство — не самый эффективный менеджер недвижимости. С другой стороны, создание новых центров притяжения без участия государства невозможно. Важно, чтобы состоялось реальное партнерство власти и бизнеса. В качестве удачного примера такого альянса можно привести Южную Корею, где рядом с Сеулом был построен спутник Сонгдо. Чтобы привлечь туда крупнейшие международные корпорации в области IT, кампусы ведущих университетов мира, государство — понимая пользу от такого формата города–спутника — не постеснялось взять на себя роль промоутера проекта. В случае развития петербургской агломерации государство также может взять на себя функции соинвестора и промоутера. Это может быть умное регулирование с использованием кредитных схем, налоговых льгот, поддержки проектов на политическом уровне.
В идеале у Северной столицы должно появиться еще несколько спутников. И ключевую роль в выборе для них места, создании специализации, рабочих мест, формировании городской среды и транспортной инфраструктуры должны сыграть власти Петербурга и Ленобласти. Формат участия государства в этих проектах может быть очень различным. Правительство должно увидеть в подобных проектах потенциал для развития региона, властям и бизнесу нужно научиться эффективно взаимодействовать друг с другом и выработать общую градостроительную политику. Кстати, город–спутник Южный, который находится на границе города и области и одновременно лежит на границе частных и государственных интересов, может стать площадкой как для формирования и отработки механизмов агломерационного развития региона, так и для применения ГЧП в рамках такого развития.