"Деловой Петербург". Лестница как средство борьбы с текучкой

Автор фото: globallookpress

 Совладелец сети магазинов "Хороший чай" Дмитрий Сорокин - о том, как справиться с текучкой кадров.

Девяносто процентов работников моей компании — продавцы–консультанты. Мне всегда казалось, что с ролью продавца может справиться любой и в обучении продажам нет ничего сложного: показал товар, объяснил, как работать с кассой, — и вперед.
Желающих поработать приходит немало. Чаще всего это студенты или те, кто не поступил в университет и готовится к новым экзаменам. Есть среди них те, кто действительно интересуется чаем и хочет общаться с единомышленниками — продавцами и покупателями. Обычно работа им нравится, кажется увлекательной, но они редко считают ее постоянной. Они молоды и амбициозны, им еще поступать в следующем году или, наоборот, получать диплом и начинать строить карьеру. И, даже если человек за время работы успел глубоко погрузиться в чайное искусство, он тоже стремится расти, например открыв собственный магазин. Очень часто к нам на работу приходят горе–художники, музыканты, писатели, которым не удалось достичь успеха и начать зарабатывать в своей сфере. Поначалу я считал, что это плюс — люди интересные, образованные. Но оказалось, для творческой интеллигенции работа еще более временная, чем для студентов. Они постоянно витают где–то в облаках, не думают о посетителях и регулярно опаздывают на работу. Наученный горьким опытом, я чуть ли не с порога теперь спрашиваю соискателя, не художник ли он, не музыкант ли? То, что раньше было плюсом, теперь стопроцентно — минус. Ну и, наконец, самый вредный и даже страшный персонаж для компании — это "продавец–сторож". Человек, не заинтересованный ни в покупателях, ни в продукте, ни в выручке или развитии магазина. Он просто высиживает свою смену, получает деньги и с облегчением идет домой. Одним словом, в продажах — постоянная текучка.
И это серьезная проблема для малого бизнеса. Почему? Я думаю, дело в отсутствии карьерного роста. Сначала ты стажер, затем — продавец, ну и, наконец, старший продавец, и это обычно потолок. Для многих людей, особенно молодых, это становится фактором, который мешает относиться к работе серьезно и не дает развиваться даже тогда, когда для этого есть немало возможностей. И мы нашли, как мы думаем, решение этой проблемы для своей компании. Тем нашим продавцам, которые действительно увлечены чаем, мы предлагаем научиться продажам, а потом открыть свой магазин по нашей франшизе. Это возможность построить карьеру — стать начальником магазина. Но при этом и мы не расстаемся с сотрудниками, продолжая работать вместе как партнеры. Хороший продавец–консультант редок и дорог как бриллиант. И такие кадры нужно сохранять для бизнеса.