"Деловой Петербург". Грузы вместо туристов

Автор фото: Свистунова Валентина

Количество петербургских туристов, отдыхающих в Крыму, упало на 80%, но грузопоток из Северной столицы на полуостров вырос на 15%. Однако в целом объемы перевозок грузов на полуостров после закрытия поставок с Украины существенно снизились.

После присоединения Крыма " Российские железные дороги" (РЖД) и авиакомпании временно отменили существовавшие маршруты на полуостров и не открыли запланированных. В итоге пассажиропоток из Петербурга в Крым упал на 80% (из России — на 60%), зато грузоперевозки выросли на 15% (из России — на 25–30%).

На перекладных

Уже в прошлом году потоки грузов и пассажиров в Крым резко сократились, а после присоединения полуострова сошли на нет. Регулярное железнодорожное сообщение с полуостровом возобновилось только с 1 мая, а с 1 августа РЖД запустили ежедневные интермодальные перевозки Москва — Симферополь, минуя Украину. Пассажирам предлагается три варианта маршрута. Для проезда оформляется единый билет, включающий плату за поезд, автобус и паром.
РЖД собираются организовать аналогичный маршрут из Петербурга. Но когда это будет, пока не говорят. Ходивший в Крым до его присоединения поезд Петербург — Севастополь отменен. Из–за сложных пересадок петербуржцы почти перестали ездить на полуостров. За январь–июль пассажиропоток из Петербурга в Крым по сравнению с тем же периодом 2013–го сократился на 80%, на Украину — на 60%. Часть пассажиров пересели с поезда на самолет: так, этим летом авиакомпания "Россия" увеличила число рейсов до пяти в день (в 2013–м было два). А вот аэрофлотовскому лоукостеру "Добролет" не удалось воспользоваться ситуацией. Он приостановил полеты на полуостров через месяц после их запуска: из–за санкций компании пришлось расторгнуть договор сублизинга самолетов Boeing, и летать стало не на чем.

Снять напряжение

Грузопоток из России в Крым вырос, хотя в целом объемы перевозок грузов на полуостров после закрытия поставок с Украины существенно снизились. Основной грузопоток идет железнодорожным путем. Грузооборот Крымской железной дороги во II квартале 2014 года упал на 79% к уровню 2013–го, сообщают в "INFOLine–Аналитике". Сейчас Минтранс думает, как загрузить простаивающие крымские порты и снять напряжение на паромной переправе, где выстраиваются очереди из тысяч фур.
Как сообщил гендиректор компании "АМК–Сервис" Андрей Кравченко, после перевода автотрейлеров с Керченского пролива на паромную линию Новороссийск — Феодосия время ожидания сократилось вдвое, до 3–4 дней. Но тарифы на переправу выросли в 5 раз, до 50 тыс. рублей за фуру (туда и обратно). Тем не менее многие клиенты выбирают автоперевозки: здесь не нужна предоплата, заблаговременное бронирование вагонов, говорит Андрей Кравченко. В Крым идут нефть, уголь, стройматериалы, продукты питания, оборудование. Так, ГУП "ТЭК СПб" отправило на полуостров технику для подготовки к отопительному сезону. Обратно на материк везут фрукты, овощи и вино.

В ожидании моста

Самолетами грузы в Крым раньше почти не отправляли, но в этом году направление стало популярным. За полгода число рейсов в Крым увеличилось с одного–двух в неделю до пяти–семи в день: везут еду, одежду, растет поток переезжающих жить в Крым, сообщили в компании "Авиастар". Из–за роста транзитного трафика через Киев в Юго–Восточную Азию и Средиземноморье грузоперевозки Международными авиалиниями Украины через Пулково за январь–июль выросли на 68%.
Эксперты "INFOLine–Аналитики" полагают, что до конца года удастся решить проблемы организации сообщения с полуостровом и в 2015–м объемы перевозок восстановятся: грузооборот Крымской железной дороги вырастет на 70% к уровню 2014 года (на 10% меньше, чем в 2013–м). Однако серьезного увеличения грузооборота в сравнении с показателями периода до присоединения Крыма можно ожидать лишь после 2017 года, когда построят мост через Керченский пролив.
В результате украинских событий почти полностью закрыто грузовое движение через Украину, прекращена перевалка грузов в портах и на припортовых терминалах Керченского торгового и рыбного портов, Севастопольского рыбного порта, ЗАО "СК "Авлита", ООО "Югторсан", ГП "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами". Сейчас главные проблемы для грузоперевозчиков в направлении Крыма — высокая стоимость транспортировки железнодорожных грузовых вагонов паромом и нехватка мощностей паромной переправы для грузовых автомобилей. Кроме того, нет обратной загрузки мощностей: сейчас объемы перевозок по железной дороге через паромную переправу в Крым и из Крыма соотносятся как 13 к 1 соответственно. То есть более 90% рейсов возвращаются порожними, что негативно влияет на экономику перевозок.
Михаил Бурмистров
генеральный директор "INFOLine–Аналитики"