Путин на фоне ястребов

Владимир Путин выступил в Ялте перед аудиторией из депутатов Госдумы и чиновников. Задачей всех ораторов было еще раз публично подтвердить преданность генеральной линии. Каждый раз, когда от президента ждут сенсаций, их не происходит.

Второй раз (первый был 9 мая) Владимир Путин посетил Крым. На этот раз с целью провести масштабное выступление перед депутатами, которым ради этого пришлось тоже приехать в Ялту вместе с чиновниками во главе с Дмитрием Медведевым. Задержавшись на четыре часа (как пишут СМИ, начало было назначено на 10 утра, а в реальности Путин подъехал в двум часам дня), президент произнес пламенную речь.
Проблем у Крыма было много, сказал Путин, а теперь их будут решать, не в пример погрузившейся в кровавый хаос Украине. Работа властей Крыма и Севастополя должна быть организована эффективно, специфика и традиции — учтены, а динамичное развитие — обеспечено. Всего до 2020 года в Крым вложат, по словам главы государства, 700 млрд рублей. Главной новостью прозвучали слова о том, что Путин уже утвердил программу создания военной группировки в Крыму, и вообще российские вооруженные силы в скором времени будут оснащены "самым современным вооружением, такими системами наступательными и оборонительными, которыми другие армии мира пока не располагают". Включая "силы ядерного сдерживания". "Мы еще обрадуем наших партнеров", — заключил президент.
Депутаты, выступая, подтвердили свою приверженность делу консолидации и единения. Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Сергей Миронов, Сергей Нарышкин, другие парламентарии в один голос говорили о том, что Крым суть Россия, санкциями нас не сломить, и позицию надо занимать жесткую. Было видно, что для них Крым уже сыграл "уникальную объединяющую роль", о которой чуть раньше говорил Путин, и стал "источником примирения "красных" и "белых". Каждый, конечно, упомянул о наболевшем — Зюганов, например, предлагал отказаться от порочной либеральной модели в экономике, а Жириновский в своем духе заявил о необходимости восстановления империи, отмены выборов, милитаризации и пропаганде, а также предложил президента переименовать в верховного правителя (это, впрочем, из его программы 2012 года).
Было, видимо, важно, чтобы все эти люди собрались и сказали все эти слова именно в Крыму. В принципе, ни один из них не сказал ничего, чего бы не говорил раньше, в том числе о поддержке сельского хозяйства, или о чем не мог бы сказать в Москве, но демонстративно грозить врагу новым оружием эффектнее с только что присоединенных территорий. Депутаты Госдумы же должны были подтвердить своим присутствием единство и лояльность власти. Вероятно, и Путину было важно убедиться, что все за него, и показать Западу, что он на фоне депутатов человек как раз мирный, и только он их, народных, между прочим, избранников, вообще-то и сдерживает. А то у некоторых, как видите, уже аппетиты на империю проснулись.
Других целей, помимо агитационно-демонстративных, мероприятие, судя по всему, не имело. Хотя начиная с понедельника российские СМИ с большим вниманием ожидало ялтинского съезда, предполагая какие-то громкие заявления и планы. Но уже стало традицией, что общественность всегда ждет от Путина сенсаций, а их нет. Как это было с ожиданием не менее громко анонсированного заседания Совета безопасности или обращения Путина к россиянам.
Ожидания, наверное, связаны с предчувствием худшего, всякий раз подсознательно мы ждем, что Путин наконец объявит Западу войну — не обязательно в прямом смысле, может быть, экономическую или культурную, "холодную". По крайней мере, как-то подтвердит, даст понять, назовет вещи своими именами, покажет, куда движется страна. Но такие заявления в наши дни не артикулируются публично. Даже о контрсанкциях Путин не докладывал, просто, буднично  выпустив вечером одного из дней документ.