"Деловой Петербург". Демпинг, риски и новые законы

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Чиновники предлагают законодательно обязать турфирмы оплачивать отель и перелет до выезда туриста за рубеж, ввести уголовную ответственность за невыполнение обязательств и вернуть лицензирование. Игроки рынка отнеслись к инициативам скептически.

После серии банкротств туроператоров государство планирует ужесточить регулирование рынка. Ни один из проектов чиновников пока не принят, но игроки рынка уже относятся к инициативам скептически, уверяя, что проблема в самом методе работы крупных туроператоров.

Что предлагают

Фракция " Единая Россия " предложила изменения в закон о турдеятельности, согласно которым оператор будет обязан вносить в договор с клиентом данные о сроках оплаты услуг отелей и перевозчиков. То есть, по сути, оплачивать все услуги в другой стране заранее, чтобы даже в случае банкротства фирмы турист смог вернуться домой без дополнительных трат.
Также инициативы по реформированию отрасли вносит рабочая группа, созданная при правительстве РФ. Чиновники и участники отраслевых организаций (Всероссийский союз страховщиков (ВСС), Ассоциация туроператоров (АТОР) и др.) предлагают создать многоуровневую систему контроля, а за невыполнение обязательств ужесточить ответственность — вплоть до уголовного наказания за работу без лицензии. Какие предложения станут реальностью, пока не определено, но уже ясно, что вскоре госрегулирование рынка станет более суровым.
Сейчас, по отзывам турфирм, многие компании сознательно идут на риски, которые могут привести к банкротству: накапливают долги, не просчитывают затраты на демпинг и т. д. В результате снижение потока туристов, с которым столкнулся рынок в этом году, тут же привело к закрытию нескольких фирм. Туроператоры, которым удалось удержаться на плаву, уверены, что новыми формами ответственности проблему решить невозможно.
"Предложение о том, чтобы туроператоры выдавали клиентам документ об оплате отеля, показывает, что чиновники не очень представляют себе, как работает наш бизнес, — говорит Тамара Халецкая, гендиректор компании "Солвекс". — У нас просто нет отдельной строки оплаты на каждого туриста, иногда мы переводим партнерам средства за год вперед, иногда в конце сезона, и государство не должно вмешиваться в хозяйственные отношения партнеров внутри рынка". Она добавляет, что полезной мерой стало бы наделение Ростуризма надзорными полномочиями с возможностью проверять отчетность крупных фирм и то, насколько страховка покрывает их риски. В этой позиции единодушны все игроки рынка, проблему они видят именно в принципе работы многих крупных фирм и считают, что хватило бы повышенного внимания к таким компаниям налоговых органов.

Кто платит

"Компании, которые занимаются чартерами, пожинают плоды демпинга, — считает Татьяна Сухорукова, гендиректор турфирмы "Альбион". — При продаже тура в январе на июль за половину стоимости нельзя не учитывать, что отели не дают таких скидок на размещение в пик сезона. А в январе продажами на лето покрывались текущие расходы. При этом в "Турпомощь" все сдавали по 100 тыс. рублей — и фирма "Нева" с ее 20 тыс. туристов, и мы с 20 туристами. Получается, что вся Россия сбросилась на то, чтобы сейчас вывезти клиентов "Невы" на родину".
Участники рынка отмечают, что отрасль работает во многом хаотично, именно поэтому многим не удалось избежать банкротства во время спада рынка. "При этом нельзя стричь под одну гребенку небольшие компании, у которых каждая путевка подтверждается отдельно, и тех, кто выкупает блоки номеров в отелях и чартеры", — рассуждает Ольга Смычковская, гендиректор компании Astarta group. Она добавляет, что госрегулирование должно быть дифференцированным: небольшие нишевые туроператоры сейчас платят за риски, которых они не несут. При этом череда банкротств коснулась только "чартерных" фирм — именно на них, считает Ольга Смычковская, а не в целом на отрасль стоит обратить более пристальное внимание правительству.