"Деловой Петербург". Деньги ушли на верфь

Автор фото: Яндолин Роман

Государственная объединенная судостроительная корпорация довела свою долю акций финской верфи Arctech Helsinki Shipyard Oy до 100%, несмотря на санкции, введенные ЕС и США в отношении госкорпорации.

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), несмотря на введенные в ее отношении санкции, в минувший вторник перечислила деньги южнокорейскому судостроительному концерну STX за 50% акций финской верфи Arctech Helsinki Shipyard OY (AHS).
"Сделка еще не закрыта, формально акции пока остаются в распоряжении продавца", — сообщил источник, близкий к сделке, отказавшись назвать ее сумму. Ранее сообщалось, что пакет акций стоит 18 млн евро. Правда, как пояснил другой источник в отрасли, в результате длительных переговоров южнокорейская корпорация согласилась отдать свою долю в совместном предприятии (СП) дешевле. "Введенные в отношении ОСК санкции США и ЕС пока никак не сказались на ходе сделки и вряд ли скажутся", — добавил собеседник "ДП".
В 2010 на партнерство с ОСК южнокорейская STX пошла без колебаний, уступив российской стороне 50% акций, поскольку финская верфь пребывала в весьма затруднительном финансовом положении: доходы падали, а долги росли. ОСК рассматривала финский актив как дополнительные мощности Выборгского судостроительного завода (ВСЗ, также входит в ОСК) по достройке судов ледового класса, в частности для "Совкомфлота". Тем более что эти предприятия сотрудничают с советских времен, например, финны строили атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач".
Сделка была достаточно выгодной, комментировали тогда в ОСК, госкорпорация получила контроль над активом стоимостью 300 млн евро, вложив в уставный капитал СП в разы меньшую сумму и пообещав загрузить верфь заказами. Сразу после создания СП оно получило заказ "Совкомфлота" стоимостью около 200 млн евро на строительство двух судов снабжения.

Концепция изменилась

Как ранее писал "ДП", после консолидации 100% акций хельсинкской верфи ее планируется передать в управление ВСЗ. На должность генерального директора AHS предполагалось поставить Андрея Попова — заместителя гендиректора ВСЗ. Его кандидатура была поддержана прежним президентом ОСК — Владимиром Шмаковым. Но в начале июня госкорпорацию возглавил заместитель главы Минпромторга России Алексей Рахманов, и, как стало известно "ДП", теперь на должность руководителя финской верфи претендуют менеджеры из "Совкомфлота", поскольку у этой судоходной компании большие планы на верфь в ближайшее время. В "Совкомфлоте" на запрос "ДП" не ответили. В ОСК информацию о назначении главой AHS менеджера из "Совкомфлота" не подтвердили.
Источник, близкий к сделке, пояснил, что руководство СП менять не планируется, но Попов войдет в рабочую группу по технологической кооперации AHS и ВСЗ.
"Кардинальных изменений пока не предполагается. Мы продолжим технологическое сотрудничество с AHS, как и сейчас. Хотя, конечно, я рассчитывал на то, что Попов возглавит финскую верфь, что, несомненно, повысило бы управляемость обоих предприятий и производительность труда на них", — говорит Александр Соловьев, глава ВСЗ.

Портфель растет

Оба предприятия хорошо дополняют друг друга. AHS, расположенной в центре Хельсинки, запрещено выполнять множество работ по металлообработке, главное достоинство верфи — сухой док, позволяющий собирать корпуса из гранд–блоков (весом до 500 т) и достраивать корабли. Достройка — как раз узкое место ВСЗ: к марту 2014 года производительность корпусного участка выборгского завода достигнет 32–35 тыс. т в год, что превышает его возможности по достройке.
AHS на текущий момент загружена заказами до середины 2017 года. Верфь достраивает второй дизель–электрический ледокол для ВСЗ, а также строит ледокол по заказу Финского транспортного агентства.
Плюс к этому для "Совкомфлота" предприятие строит судно снабжения и аварийно–спасательное судно, а в перспективе есть планы по заключению контракта еще на два аварийно–спасательных судна.