Производители рыбы радуются эмбарго

Автор фото: Ковалев Петр
Работа гипермаркета "Лэнд".

Российские рыбопроизводители готовы почти полностью заместить импорт, но не раньше, чем через 2-3 года. Для удовлетворения спроса на лосося и форель нужно нарастить производство в 10 раз, что потребует до 100 млрд рублей инвестиций.

Оборот компаний рыбного хозяйства России за прошлый год составил 137,9 млрд рублей (в Ленобласти – 0,4 млрд рублей). В краткосрочной перспективе, эмбарго может ударить по импортерам охлажденной рыбы, поскольку сейчас на границах простаивает подобный товар на 500 млн рублей. Но производители уже празднуют победу. После антисанкционного запрета импорта российские производители надеются нарастить выручку и уже почувствовали на себе положительный эффект: котировки ГК «Русское море», подконторольной зятю Геннадия Тимченко Глебу Франку и брат главы Московской области миллиардеру Максиму Воробьеву, подскочили на 32,2%, акции ОАО «Главторгпродукт» прибавили 17%.
В прошлом году в страну было импортировано, по разным данным, от 775 тыс. до 1 млн тонн свежей и мороженой рыбы минимум на $2,3 млрд. Впрочем по данным Росрыболовства, доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке составила 78,2%. По данным Минсельхоза, из закрытых для импорта стран в Россию поставлялось 457 тыс. тонн рыбы (13% потребления).
Однако не по всем видам рыбы мы можем сами себя обеспечивать. Так, в сегменте охлажденной рыбы, по данным Минсельхоза, норвежский лосось занимает 95% рынка. Норвегия в 2013 году поставила в Россию 283 тыс. тонн рыбы, в том числе 135 тыс. тонн семги и форели. В то же время, в России за год было выращено 20-25 тыс. тонн лосося. Кроме того, на Дальнем Востоке было выловлено более 180 тонн лосося, но эксперты отмечают, что качество этих видов рыбы сильно различается.
Руководство Росрыболовства поспешило заявить, что Россия готова полностью обеспечить себя рыбной продукцией, поскольку экспорт рыбы превышает нынешний импорт, и нужно только переориентировать потоки. При этом, вероятнее всего, поднимутся цены на рыбу.
Региональные власти также полны оптимизма. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко вчера заявил, что раньше в регионе приходилось сдерживать производство рыбы из-за жесткой зарубежной конкуренции. За прошлый год в области вырастили 6,9 тыс. тонн рыбы, из которых товарной, то есть идущей на продажу, 3 тыс. тонн (95% — лососевых).
Генеральный директор ГК «Балтийский берег» Михаил Бобров (крупный производитель и импортер рыбы) отметил, что пока не готов комментировать ситуацию, поскольку для этого нужно подробнее изучить все ее аспекты и связаться с партнерами.
В пресс-службе компании «Русское море» также ответили, что пока еще анализируют ситуацию и вырабатывают официальную позицию по этому вопросу. Вместе с тем, компании активно развивается в сегменте аквакультуры (выращивание рыбы в замкнутой среде), еще в конце марта компания подала заявку на получение 1 млрд рублей на создание фермы по выращиванию мальков лосося.
"ГлавТоргПродукт" летом заявила о расширении производства и открытии в Выборге рыбной фермы по выращиванию африканского клариевого сома. В компании отмечают, что после запрета импорта пересмотрели объем инвестиций в пользу выращивания аквакультуры, основным направлением станет выращивание осетровых и лососевых пород, а также разработка своей кормовой базы.
Как считает генеральный директор "ГлавТоргПродукт" Константин Денисов, кормовая база для рыбоводства давно нуждается в новых производителях кормов, поскольку основную часть кормов рыбопроизводители ранее закупали в Европе.
Юлия Калистратова, руководитель направления рыбоводства ЗАО «Гатчинский ККЗ», уверена, что эмбарго даст толчок развитию аквакультуры. «У нас много свободной водной площади, которую можно занять под эти цели. Но есть нюанс – это произойдет не так быстро, за год мы не вырастим нужное количество рыбы. Форели, например, нужно 3 года, чтобы вырасти. Поэтому даже если какое-то развитие начнется, надо, чтобы это продержалось подольше: если через год границы откроются, то эта рыба опять будет никому не нужна», — сетует она, добавляя, что в этом году следует ожидать небольшого дефицита по лососевым видам.
Владимир Конюхов, председатель Союза рыбоводов Ленобласти и совладелец ООО "Рыбстандарт", которое сейчас проходит через процедуру банкротства, надеется, что запрет импорта поможет компании. В частности повысится спрос на продукцию и, вероятно, не произойдет сезонного осенне-зимнего снижения закупочных цен.
«На самом деле мы, Россия, не готовы к этому прямо сейчас, потому что в этом направлении почти ничего не делалось. В мире выращивается 60% рыбы, а в России эта доля всего 3%. Но если создать четкие правила, оказать небольшую финансовую помощь, то за 3-5 лет хозяйства Северо-Запада готовы накормить лососем, по крайней мере, Питер и Москву», — уверен Владимир Конюхов.
По его подсчетам, в открытие фермы по производству 100 тонн необходимы инвестиции 13-15 млн рублей. С учетом вложений в открытие новых и расширение существующих хозяйств, при уровне потребления охлажденного лосося в 200 тыс. тонн, нужны инвестиции около 27 млрд рублей, чтобы полностью покрыть спрос.
Гораздо выше оценки Виталия Корнева, и. о. президента Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка. Он уверен, что при благоприятных обстоятельствах заместить импорт возможно не менее, чем за 6-8 лет, и это потребует 100 млрд рублей (из расчета, что для создания производства 20 тыс тонн рыбы потребовалось более 10 млрд рублей).
«Но тут еще вопрос в том, сможем ли мы использовать технологии по выращиванию, которые используем сейчас, они в основном норвежские. И если они сделают ответный шаг по технологиям, то боюсь, что будут проблемы», — опасается Виталий Корнев.
Кроме лососевых пострадают поставки холодноморских креветок, по которым специализируются Канада, Дания, Гренландия. Кроме того, эксперты прогнозируют проблемы с поставками скумбрии и сельди, по последней доля импорта составляла 60%.
«Сельдь импортировали из Норвегии и Исландии, около 200 тыс. тонн продукции. Примерно такой объем мы экспортируем, поэтому ее нужно перенаправить. Гурманы говорят, она хуже, но мне дальневосточная сельдь больше нравится», — рассказывает Александр Фомин, президент всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.
Кроме Норвегии в тройку крупнейших поставщиков рыбы в Россию входят Исландия (93 тыс тонн) и Фарерские острова (66 тыс тонн). Обеих стран российское эмбарго не коснулось - они не входят в Евросоюз и не присоединялиясь к санкциям. Из Исландии и Фарерских островов в Россию ввозят скумбрию, мойву и ее икру, сельдь, морского окуня, аргентину, путассу и другие рыбы.
Далее в списке крупнейших импортеров также страны не попавшие под санкции - Китай (63 тонны) и Чили (58 тонн). Теперь их доля в импорте увеличится, уверены участники рынка. Чили поставляет в Россию только замороженную рыбу, в том числе семгу и форель. Китай ввозит тилапию, королевские креветки, минтая, кальмаров, хека. Китайский ассортимент достаточно широк, и включает также угорь, мидии, гребешки и другие продукты.
Из стран, которые не попали под эмбарго, рыбу в Россию поставляют также Вьетнам, Марокко и Перу.