Дефицитные фрукты

Автор фото: Ермохин Сергей
Фермерский магазин "Гирлянда".

Запрет импорта стал полной неожиданностью для петербургской пищевой отрасли. Необдуманность политического шага приведет к катастрофическим последствиям: дефицит, рост цен и сокращение ассортимента.

Запрет сроком на год коснулся продукции из Австралии, Канады, стран Евросоюза, США и Норвегии. Под полным запретом оказалась говядина, свинина, мясо птицы, рыба, сыры, молоко и плодоовощная продукция из Австралии, Канады, ЕС, США и Норвегии.
Наиболее плачевное положение у импортеров фруктов и овощей.
"Если бы о запрете предупредили хотя бы весной, когда была возможность подготовиться, засеять что-то, ситуация была бы не так безнадежна", — сокрушаются участники рынка. По их данным, сейчас — разгар сезона фруктов из Европы. Только осенью будут возможны поставки из Южной Америки, Африки, Турции. "Надо понимать, что любое замещение сейчас будет сопровождаться резким удорожанием, ассортимент фруктов однозначно уменьшится в несколько раз".
Еще одна статья потерь для импортеров фруктов — это уже оплаченные партии продуктов, которые просто не пропустит таможня. "У нас уже был такой опыт, когда мы качественную, свежую ягоду выбрасывали на границе из-за запрета Роспотребнадзора несколько лет назад, эти деньги нам никто не вернул", — вспоминает участник рынка.
Объемы производства фруктов у наших ближайших соседей, например, Азебрайджана тоже не позволят полностью закрыть потребности во фруктах, да и цены при неплохом качестве в 3 раза выше, чем в Европе.
"Пока единственный продукт, который вызывает опасения – дикий рис из Америки", — говорит Оксана Линник, коммерческий директор "АФГ Националь" (лидер продаж фасованных круп в России). По ее словам, он растет только в Америке, и заменить его нечем. "Например, крупы из Италии мы можем безболезненно, то есть без увеличения цен, заменить поставками из Южной Америки, даже из России, а вот дикий рис нет. Но это дорогой продукт, экзотический, поэтому сильно не отразится на продажах", надеется Оксана Линник.
По цепочке, запрет на фрукты и овощи коснется хлебопекарную отрасль, которая использует при производстве фрукты, ягоды и орехи.
Например, Кондитерское объединение "Любимый край" закупает для производства изюм особого сорта "коринка" (ЮАР), калифорнийский миндаль (США), фундук (Турция), какао (из разных стран мира), ароматизаторы натуральные и идентичные натуральным (в Германии, Австрии, Израиле). В большей степени заменить эти продукты можно, и речь идет не только об отечественном сырье, но и сырье из стран, не попадающих под санкции, например, СНГ, — говорит Евгений Юдин, директор по закупкам кондитерского объединения "Любимый Край". Однако он признает, что в ответ на повышение спроса, поставщики этих продуктов могут поднять цены.
"В категорию риска может попасть миндаль, до 75% которого поступает из США, и заменить его на российские аналоги невозможно, пока мы обеспечены этим сырьем, но потом вынуждены будем подыскивать поставщиков из стран, которые не вошли в список запрещенных для импорта", — отмечают в пресс-службе ОАО "Оркла Брэндс Россия". Российский сахар дороже мировых аналогов, какао-бобы в России не растут, после запрета на импорт молока не исключено, что закупочная стоимость российского молока также будет расти, но даже в этом случае нет уверенности, что его хватит на всех, говорят в компании.
Полный запрет на мясо грозит подорвать положение мясоперерабатывающей отрасли. Заводы при производстве, по данным ИК "Грифон–Эксперт", используют в основном замороженное сырье. 40–50% замороженной свинины составляет импорт из Германии и Польши. Заменить его можно, но это обострит и без того сильный дефицит сырья, а значит, цены на колбасу и мясопродукты будут расти быстрее прогнозов.
Пока непонятно, как запрет отразится на импортерах готовой продукции из стран Евросоюза.
"Я все-таки надеюсь, что здравый смысл возобладает, и оливковое масло не запретят, — говорит владелец оптовой компании и магазинов "Оливия" Марк Ильясов, — конечно, мы жили много лет без оливкового масла, но время изменилось, люди стали по-иному относиться к своему питанию".
Сейчас компания привозит масло из всех стран Средиземноморья: Италии, Греции, Испании, Португалии. "Из других стран везти невозможно – в Китае производят слишком маленький объем, а Австралия, Аргентина очень далеко и, соответственно, это слишком дорого", — объясняет Марк Ильясов. По его словам, никакого импортозамещения быть не может, в России оливки не растут.