10:3008 августа 201410:30
388просмотров
10:3008 августа 2014
Молодые петербургские предприниматели творчески подошли к освоению 3D–принтеров. Скопировать полотно импрессиониста так, что его не отличить от оригинала или сделать музейный экспонат — все это для них не проблема, а способ заработка.
Кирилл
Авдеев
(27 лет) и Валентина Гришина (25 лет) до недавних пор не увлекались живописью, но сейчас знают о картинах Ван Гога все: как выглядит фактура его полотен, какими мазками написаны шедевры и какие цвета предпочитал гений. Их компания Prixel печатает на принтере рельефные репродукции картин. Идеально подходят для копирования работы импрессионистов, написанные широкими мазками, — эффект сходства с оригиналом впечатляет.
Полезная диссертация
Компании Prixel, вероятно, не было бы без диссертации аспирантки ИТМО Любови Черевань. Она изучала возможности использования принтеров для создания объемных изображений. В 2012 году девушка попросила помочь ей своего бывшего однокурсника Кирилла Авдеева, который в тот момент работал руководителем отдела 3D–моделирования в дизайн–студии "Солидей".
В результате молодой человек написал программу, которая умеет сканировать рельеф картины. Она запоминает структуру отдельных мазков, художественные неровности, трещины и сколы, цвет и блеск красок. Так получается трехмерная модель поверхности полотна. По этим данным принтер может напечатать абсолютную копию картины. Если ее поместить под стекло, то она и вовсе трудноотличима от оригинала.
Кирилл и Любовь впервые заявили о своем проекте в бизнес–школе SumIt при ИТМО. Там они стали экспериментировать с печатью. На первых порах им казалось, что выгоднее делать не картины, а сувениры, — были напечатаны образцы магнитов по фотографиям. Но проведенный молодыми людьми опрос показал, что большого бизнеса из этого не получится. К первоначальной идее — печати репродукций — вернулись уже в стартап–акселераторе iDealMachine, который берет лучших выпускников SumIt. На его площадке в мае 2013 года молодые предприниматели и разместили свой офис.
Акселератор в обмен на 15%–ную долю в бизнесе дал $20 тыс., которые пошли на доработку технологии, аренду мощностей, производство пяти первых образцов картин и их художественную экспертизу. Репродукции подарили "полезным" людям и компаниям, чтобы запустить сарафанное радио.
Образцы получились недешевыми (20 тыс. рублей), так как над ними трудились сразу два дорогих аппарата (ребята их арендовали): рельеф печатался на 3D–принтере, цвет наносился с помощью фотополимерного принтера. Потом молодые люди доработали технологию так, чтобы обходиться одним только фотополимерным принтером — себестоимость копий сразу снизилась почти в 6 раз, до 3,5 тыс. рублей.
Для сравнения, компания Fujifilm, которая летом 2013 года анонсировала аналогичную технологию печати, обозначила стоимость каждой копии в 25 тыс. евро (более 1 млн рублей).
Калифорнийский совет
И знаменитая Fujifilm, и начинающий Prixel обратились к одному автору — Ван Гогу. Именно продажи его репродукций дали Prixel первый доход. Сосредоточиться на копиях картин этого художника предпринимателям посоветовали на 2–месячной стажировке в UCLA (University of California, Los Angeles), куда их в 2013 году отправили по программе "Эврика" от ИТМО.
Чтобы рассказать о своей технологии, молодые люди показывали экспертам напечатанную на 3D–принтере репродукцию картины, которую нарисовала Любовь. "Мы от всех слышали одно и то же: "Я понимаю, вы бы Ван Гога повторили в точности, это мы смогли бы оценить, — вспоминает Кирилл. — Тогда мы решили сосредоточиться на его копиях. И не прогадали. Ван Гог нам здорово помог". Самый популярный заказ, по словам Кирилла, — "Ирисы".
На корейском ТВ
В марте 2014 года Любовь Черевань ушла из компании по личным причинам, у нее осталась доля 5%. Как раз в это время Валентина Гришина увидела у подруги на стене копию, сделанную Prixel, и загорелась идеей устроиться в компанию пиарщиком. Но ей предложили сразу стать партнером. Валентина согласилась, получила долю 30% и полностью погрузилась в проект. У Кирилла Авдеева остались 40%.
Компания Prixel продала уже более 700 картин. Коллекция изображений пополняется каждый день, хотя расширение ассортимента тормозит процедура установления авторского права. Продажи стартовали в мае 2014 года, за 2 месяца оборот Prixel составил 2 млн рублей.
Сейчас вся продукция печатается в Москве. Оттуда идет основная масса заказов — 60%. Партнеру–типографии приходится отдавать половину стоимости заказа. Еще 25% уходит правообладателю, если картина не является общественным достоянием. В результате совладельцы Prixel получают 25 – 50% стоимости заказа.
На Петербург пока приходится 5% продаж. Но молодые люди надеются увеличить эту долю, так как здесь скоро начнут работать на собственном принтере, купленном в кредит за $125 тыс. Тогда предприниматели смогут брать больше заказов и забирать до 85% их стоимости.
Продукт Prixel продвигает себя сам, информацию о нем перепечатывают технологические блоги, а корейское телевидение сняло о ребятах сюжет. Так пришли заказы из Европы, Азии, США.
К весне 2015 года молодые люди рассчитывают продать около 5 тыс. репродукций и выйти на оборот 12 млн рублей в год. Дальнейшие планы — доработать ПО под разные виды широкоформатных принтеров и закрепиться на зарубежных рынках, для этого ребята ищут $270 тыс. Мировой рынок репродукций оценивается в $3,6 млрд в год.
Бюст генерала
3D–принтеры вдохновили на создание бизнеса и других молодых петербуржцев. Илья Виноградов (24 года) и Кирилл Ющенко (23 года) в 2012 году основали компанию 3Dvision. Они занимаются 3D–сканированием, 3D–моделированием, объемной печатью. В парке компании шесть принтеров. Среди заказов — статуэтки для музея, корпусные детали для конструкторских разработок, макеты домов, модели медицинского оборудования. Недавно заказали бюст знаменитого управляющего Царским Селом генерала Якова Захаржевского для Екатерининского дворца.
Оборот компании за 2013 год составил 8 млн рублей, предполагаемый оборот за 2014 год — 12 млн рублей, ожидаемая прибыль — 7 – 8 млн рублей.
"Около 20% входящих звонков к нам — вопросы о том, что такое 3D–печать. Основная проблема рынка — отсутствие информации о технологии у потенциальных заказчиков", — считает Илья. — Вторая проблема — нехватка специалистов. Третья — дороговизна оборудования".
Модель головы
Александр Сосновских (21 год), основатель компании LeninCraft, делает модели не только предметов, но и людей. Идея собственного бизнеса пришла к нему, когда он работал наемным сотрудником в студии дизайна. В августе 2013 года туда поступил заказ на создание трехмерной копии головы человека.
"Я понял, что рынок таких моделей только развивается, существующие игроки предлагают заоблачные цены, потому что не разбираются во всех тонкостях технологий, — вспоминает Александр. — Мы начали сами разрабатывать оборудование, из 15 фотоаппаратов собрали установку для сканирования, ее привезли на неделю моды Aurora Fashion Week, где сканировали всех желающих". В 2014 году в рамках гранта "Умник" проект получил 400 тыс. рублей от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно–технической сфере. Деньги пошли на создание второй установки для сканирования.
"Оборот маленький, на окупаемость мы не вышли. За все время работы сделали 70 заказов, каждый на 5 – 10 тыс. рублей", — рассказывает Александр. Сейчас он ищет 6 млн рублей, чтобы создать финальную версию установки.
Своего оборудования для 3D–печати у компании пока нет, так же как и у многих других начинающих бизнесменов в этой сфере. Кажется, только это и сдерживает фантазию предпринимателей.