Автолавки въехали на федеральный уровень

Автор фото: Чевалков Сергей

Минпромторг разработает единые правила размещения мобильных торговых точек по всей России. Автокафе и автолавку вскоре можно будет припарковать в любом интересном предпринимателям месте.

Министерство промышленности и торговли взялось за разработку единых правил размещения автолавок по всей России. Пока мобильная торговля регулируется каждым регионом самостоятельно при помощи Схем размещения нестационарной розницы, но вскоре эти полномочия передадут правительству РФ. Согласно действующим правилам, автомагазины и автокафе приравниваются к киоскам и павильонам, никаких специальных условий получения земли в аренду такой бизнес сейчас не имеет. Поэтому желающим поставить автомагазин или автокафе требуется добиться включения объектов в схему размещения нестационарной розницы, выиграть торги, заключить договор аренды земельного участка. По мнению чиновников, это тормозит развитие рынка мобильной торговли.
По словам замминистра Виктора Евтухов а, автолавки и автокафе выделят в особую категорию, после вступления закона в силу владельцы мобильных точек привязаны к определенном у месту не будут. "В этом заключается один из ключевых плюсов мобильной торговли — быть там, где это нужно в конкретный момент времени", — пояснил чиновник.
Развитие мобильной торговли внесет вклад в поддержку сразу нескольких секторов экономики России, уверяет Виктор Евтухов. "В случае принятия данного закона, к 2019 году предприятиями российской автомобильной промышленности может быть реализовано порядка 48 тысяч грузовых автомобилей для использования в качестве автомагазинов, автокафе. Частные инвестиции в автопром составят не менее 33,6 млрд рублей. Также не менее 24 млрд рублей частных инвестиций получат производители специализированного торгового оборудования –  это, как правило, предприятия малого бизнеса", — говорит Виктор Евтухов.
По мнению экспертов, новые правила могут привести к увеличению количества автолавок по всей России до 100 тыс. объектов (сейчас не более 50 тыс). По оценке Виктора Евтухова, рост рынка мобильной розницы повлияет на развитие других видов бизнеса: потребуется создать дополнительные автозаправочные станции, автомойки, шиномонтажи, комплексные автосервисы, площадки ночного отстоя и переэкспедирования, логистическо-складские комплексы. "Совокупные частные инвестиции в обслуживающую инфраструктуру составят миллиарды рублей. Будет создано около 108 тыс. новых технологичных рабочих мест в самой торговле и 30 тыс. в сопутствующей инфраструктуре", — считает Виктор Евтухов.
В Петербурге рынок мобильной торговли активно развивался до того момента, когда в 2013 г. адресные программы размещения нестационарной розницы были заменены на Схему размещения. Сейчас в городе официально места под развозную торговлю имеют менее 150 магазинов на колесах, тогда как еще пару лет назад в городе число торговых автофургонов превышало 400 объектов, а рынок прирастал на сотню точек в год, в том числе за счет выхода в город сельхозпроизводителей. По словам исполнительного директора НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга" Владимира Меньшикова, сейчас практически нет возможности не только получить новые места под торговые точки, но и продлить договора по уже работающим объектам. Это подтверждают и сами предприниматели. "Мы подали более 50 заявок, но одобрения не получили ни по одному объекту. В результате все 23 специально оборудованных автофургона вынужденно простаивают на стоянке. За все эти автомобили мы до сих пор выплачиваем кредиты, которые были взяты до 2013 года", — говорит Анжела Горская, владелица сети торговых точек по продаже хлеба и выпечки под брендом "Бабка Ежка".