"Выходной Петербург". Стройная картинка мира

Автор фото: globallookpress

Жители России продолжают верить в то, что санкции стран Запада против российских бизнесменов и банков никакого ущерба не принесут. Редактор dp.ru Михаил Шевчук уверен, что в этом виновата государственная пропаганда.

Евросоюз, США и Япония продолжают наслаивать одну на другую санкции против российских бизнесменов и уже объявили о запретительных мерах против целых отраслей экономики. Россиян это по–прежнему не волнует: все соцопросы отражают олимпийское спокойствие соотечественников. Этому, надо полагать, способствуют умиротворяющие речи политиков. Никакого ущерба нам эти санкции не нанесут, говорят они, не волнуйтесь, граждане. Граждане и не волнуются. В телевизоре, как известно, врать не станут. Когда надо волноваться — скажут, тогда и будем волноваться. Скажут перестать — перестанем.
Другой опрос недавно показал, что более 90% россиян информацию об украинских событиях черпают только с телеканалов. Пропаганда вообще на удивление эффективная штука. Ну ладно, 500 лет назад можно было крестьянину показать картинку с чертями и он верил, что черти существуют — вот же они, как живые. Можно было объяснять, что земля плоская, солнце вращается вокруг нее, а за горами живут люди с песьими головами. Но ведь XXI век на дворе. Научно–технический прогресс, всеобщая грамотность, высшее образование опять же у многих. Но все равно вера в картинку с нарисованными врагами так же неколебима. Легко поверить Первому каналу, рассказавшему о распятом ребенке, если совсем недавно на полном серьезе почти вся страна, включая кандидатов технических наук, с подачи РЕН ТВ ждала прилета планеты Нибиру и конца света. Что средневековому крестьянину, что современному на самом деле без разницы, плоская земля или круглая. Для того, кто прокладывает авиамаршрут, это важно, а вот пассажиру достаточно купить билет — и привезут куда надо. Плоская или круглая земля — это такая дополнительная, по сути ненужная информация о вещах, лежащих вне прямого поля зрения. А раз от этого знания ничего не зависит, значит, оно может быть каким угодно, но при этом максимально простым и удобным. Этим и пользуется пропаганда.
Есть, впрочем, условие: новое знание не должно противоречить полученному ранее. Собственно, когда противоречия между словами и реальностью становятся очень уж явными, машина и буксует. Поэтому нельзя говорить, что санкции отражаются на рядовых гражданах в виде роста цен или дефицита товаров. Мы готовы сейчас поверить, что они нас не касаются, а через год, если понадобится, будем так же твердо верить, что все экономические проблемы — либо исключительно из–за санкций Запада, который ввел их просто так, из зависти и хулиганских побуждений, либо из–за происков внутренних врагов.
Несколько столетий понадобилось людям, чтобы осознать, что статичная картинка на холсте или доске не обязательно отображает реальность. Через сколько–то лет обязательно поймем то же самое и про движущиеся картинки. Но, скорее всего, пропаганда найдет какие–то новые форматы, окончательно освоит Интернет. Человеческое сознание–то, судя по всему, меняется гораздо медленнее.