"Выходной Петербург". Новогодняя елка в августе

Автор фото: manifesta10.org

Европейская биеннале современного искусства "Манифеста" вышла на улицы.

В июле "Манифеста" перебралась из выставочных пространств на улицы и площади. Сначала в городе был замечен автомобиль с табличкой на крыше. Вместо рекламы на ней значились вечные русские вопросы: "Что делать?" и "С чего начать?". Никто на свой счет их так и не принял, а о том, что это арт–проект Жорди Коломера, знали лишь посвященные. Ларек с плазменной панелью, на которой Шварценеггер пропагандирует бодибилдинг и рыночную экономику, давно стоит в Воронихинском сквере без признаков жизни. По замыслу Гая Бен–Нера, трансляция должна была идти за счет энергии тренажеров из фитнес–центра. Художник назвал ее энергией прибавочного досуга, обыграв прибавочную стоимость Маркса. Но толком посмеяться над каламбуром в духе новых левых публика не успела. Отшумели–отгремели и другие проекты публичной программы "Манифесты": военные казачьи песни в исполнении казачьего хора и живые картины, представленные Ладо Дарахвелидзе на Витебском вокзале в знак протеста против унижения гастарбайтеров. Несмотря на декларативную злободневность, все эти акции прошли в узком кругу. Даже на домашние голубцы с вином, присланные Павлу Браила из родной Молдавии, пришла та же самая могучая кучка из офиса "Манифесты" плюс журналисты.
Арт часто лукавит, симулируя свою насущность. Вот и перформанс Браила, заявленный как акционистская живопись снегом, привезенным с Олимпийских игр в Сочи, оказался игрой в снежки. Исключение — сайт Ладо Дарахвелидзе о случаях насилия над гастарбайтерами (transformers–stpetersburg.com), который может положить конец беззаконию.
В общей же массе нас ждут публицистические проекты типа металлического конуса, установленного эстонской художницей Кристиной Норман на Дворцовой. Массовики–затейники со стажем без труда узнают в нем елку. Это елка наподобие той, что установили перед Новым годом на Майдане в Киеве. Она символизирует неразрывную связь Украины и России. Насколько крепки эти узы, поясняет видео. В нем украинская художница Алевтина Кахидзе рассказывает о событиях на Майдане, гуляя по Дворцовой и путая местные постройки с киевскими. В конце она вдруг подчеркивает, что дружба наших народов нерушима, как никогда. Елка стоит в стороне от Александрийского столпа, ближе к Мойке, несуразная, как новогодняя елка в августе. Под ней примостилась продавщица сувениров с лотком. С другой стороны фырчит холодильник тележки с мороженым. Прохожие подходят к елке, смотрят на торчащие из конструкции болты, читают аннотацию и уходят озадаченные, как будто в отпуск без вариантов придется ехать в Крым.