Армия берет свое

Чаша весов в украинском вооруженном конфликте склоняется в пользу армии. Ополченцы покинули Славянск и Краматорск и теперь обещают развернуть партизанскую войну в самом Донецке. Впрочем, теперь гораздо важнее, как Киев будет выстраивать отношения с "замиренными" регионами.

В минувшие выходные вооруженные отряды самопровозглашенной ДНР оставили свой оплот в Славянске и Краматорске. В сети появился приказ командира сил ополченцев Игоря Стрелкова о "демобилизации личного состава ополчения", где объяснялось, что ввиду превосходства противника в технике и живой силе "вести борьбу становится все сложнее", и "дальнейшее сопротивление приведет только к увеличению потерь и дальнейшему полному уничтожению ополчения". В связи с этим приказ гласил возвращаться домой в гражданской одежде и без оружия.
Приказ сначала объявили фальшивкой, но в реальности так и произошло. Ополченцы оставили Славянск и Краматорск и отошли к Донецку. Украинская армия стала занимать один город за другим. Президент Украины Петр Порошенко объявил о "знаковом моменте в борьбе за восстановление территориальной целостности Украины". Отступлению из Славянска предшествовал внутренний конфликт в ДНР — в Донецке произошла перестрелка между силами командира Игоря Безлера, попытавшегося захватить здание областного МВД, и отрядами премьера ДНР Александра Бородая. По слухам, он хотел захватить власть. Итогом конфликта, по сообщениям украинских СМИ, стало то, что Донецк перестал отправлять добровольцев в Славянск к Стрелкову. Тот в видеообращениях пытался еще раз призвать на помощь вооруженные силы РФ, но безуспешно.
В Донецке прошел митинг сторонников ДНР, но собрал он не так уж много народу: всего около трех тысяч. "Народный губернатор" Донбасса Павел Губарев пообещал начать партизанскую войну в Донецке и призвал к тотальной мобилизации. В свою очередь, зампредседатель СНБО Украины Михаил Коваль объявил о том, что Донецк и Луганск будут взяты в "полную блокаду".
Обе стороны сейчас заявляют то, что и положено заявлять в таких ситуациях. Правительственные войска рапортуют о взятых городах, захваченных в плен бойцах ДНР и уничтоженной технике противника. Порошенко поручил начать восстановление разрушенных городов, железнодорожники анонсировали возобновление движения поездов, а соцслужбы — выплат пенсий и пособий. Глава СБУ Валентин Наливайченко пообещал амнистию. Ополченцы же обещают перегруппироваться и оборонять Донецк, а также продолжают рассказывать об обстрелах и бомбардировках мирных жителей. Встревоженный Ринат Ахметов призвал не бомбить Донецк.
Исход в принципе логичный. Регулярная армия, какой бы она не была, есть регулярная армия. Совершенно не боеготовые в начале конфликта, через три месяца украинские войска подтянули подготовку и набрали опыт. Ополченцы же без прямой поддержки России продержались сколько могли. Очевидно, что партизанская война тоже долго не продлится, и рано или поздно Киев победит окончательно.
Но окончание боевых действий не означает мгновенное решение проблемы. Несколько месяцев многие жители Донецкой и Луганской областей жили в совершенно особенных условиях. У них были "народные республики", и память о них останется надолго. Пророссийские настроения тоже никуда не делись. Россия в свое время показала рецепт решения подобной проблемы в Чечне: местный авторитет, которому фактически передается полная власть в регионе, в обмен на безусловную лояльность плюс огромные вливания из бюджета. Но, во-первых, для этого нужен сам авторитет и деньги, которых у Киева не так много, как у Москвы, а во-вторых, замирение на таких условиях вызвало через несколько лет новые проблемы. Правозащитники обвиняли Рамзана Кадырова в безнаказанных убийствах, похищениях и установлении в республике порядков, не подчиняющихся российским законам, а у оппозиции всех мастей острую изжогу вызывает режим наибольшего благоприятствования Кадырову. Что вылилось в известный лозунг "Хватит кормить Кавказ", ставший популярным настолько, что пришлось принимать закон об ответственности за такие призывы.
И это при том, что под боком у Чечни нет мощного государства, подпитывающего антимосковские настроения. Киеву, скорее всего, придется идти на уступки, и он на них уже готов: Петр Порошенко анонсировал децентрализацию Украины "по польской модели", поправки в Конституцию могут быть приняты уже осенью.
Еще одно возможное последствие, актуальное уже больше для России — разочарование, которое испытывают как пророссийски настроенные жители Юго-востока Украины, так и патриотическая общественность внутри самой России по поводу невмешательства Кремля в конфликт. В соцсетях многие комментаторы прямо называют ситуацию "сдачей". Все соцопросы последних дней показывают, что большинство россиян считают необходимой поддержку ополченцев. В то же время постепенно растет количество тех, кто уверен в будущей нормализации ситуации. В России тем временем остаются почти 20 тысяч беженцев только в пунктах временного размещения, СМИ называют цифры на порядок больше — около 500 тысяч человек. Далеко не все обращаются за официальным статусом беженца, убежища попросили также около 20 тысяч.