"Деловой Петербург". Туристы не доехали

Автор фото: Волков Павел

В этом году объемы туристического рынка Петербурга сократятся на 20% - с $3,5 млрд до $2,8 млрд. Туриндустрия страдает от ухудшения политического имиджа РФ — американцы и европейцы массово отменяют туры. Выездной туризм подкосили валютные колебания

Этот год для петербургского туристического рынка будет плачевным. Эксперты ожидают сокращения его объемов примерно на 20% из–за сильного падения объемов въездного туризма и стагнации выездного. Объем рынка туруслуг в Петербурге оценивается в среднем в $3,5 млрд. При негативном развитии событий до $700 млн могут потерять туроператоры, гостиницы и страховщики.

Въезжать некому

Война на Украине напугала потенциальных туристов из Америки и Европы, говорят участники рынка.
"Это была мгновенная реакция американских групп, которые стали массово аннулировать туры. Так, уже в июне мы получили аннуляции на июль, август, сентябрь, а сейчас начали отказываться от поездок в Россию и европейцы. В итоге мы имеем снижение туристического потока в этом сезоне на 25%", — говорит Юнис Теймурханлы, отельер и совладелец гостиницы "Гельвеция". По его оценке, летом туристические группы обычно составляют 70% от всех гостей отеля.
"Отменяют ранее забронированные групповые туры, спад уже составил 33%, отказы объясняют нестабильной политической конъюнктурой и падением имиджа России в глазах западноевропейских стран", — рассказывает Елена Кривоносова, заместитель гендиректора по продажам ЗАО "Туррис". По данным "Туррис", спрос на конференц–услуги снизился на 9%, а на корпоративные мероприятия — на 15% по сравнению с 2013 годом. Сокращается и численность групп — с 200–300 гостей в 2013 году до 100–200 в этом. "Туристы из Америки, Канады не просто отказываются от этого сезона, но и не рассматривают Россию на будущий год", — сетует Елена Кастенссон, исполнительный директор компании "Русские просторы".
По прогнозам Российского союза туриндустрии (РСТ), объем въездного туризма из других стран снизится в 2014 году на 15–20%, россиян — примерно на столько же, сколько в прошлом году. "Причины очевидны — политическая ситуация, туристы не едут по соображениям безопасности, не понимая, где стреляют, часть — в знак протеста против политики России в отношении Украины и Крыма", — говорит Павел Румянцев, руководитель пресс–службы Северо–Западного регионального отделения (СЗРО) РСТ. По данным турфирм, уже к маю было аннулировано 20% забронированных туров, а по направлению делового туризма — даже 30%. В Петербург едут туристы в основном из Финляндии, Германии, Китая, США и Великобритании. Из США и Великобритании чаще приезжают круизные туристы, по этому направлению наиболее ощутимое падение — до 40%.

Дорогая заграница

Падение рынка могли бы компенсировать хорошие результаты выездного туризма, но турпоток за рубеж также сокращается. По данным СЗРО РСТ, по европейскому направлению он падает на 10–15%, по пляжным странам — Турция, Египет, Тунис — объемы остаются на уровне прошлого года. "Весной дорожал евро и раннее бронирование в Европу было непопулярно, кроме того, часть туристов оказались невыездными — сотрудники силовых структур, прокуратуры", — объясняет Павел Румянцев. При этом притока гостей в Петербург за счет россиян также не произошло: многие предпочли море и юг страны.
Поток россиян в Финляндию снизился на 10,4%, из–за этого загрузка номерного фонда отелей снизилась на 1,5%, отмечают в "Туррис", под управлением которой два финских отеля.
Спад почувствовали и страховщики. "Европейское направление сократилось примерно на 15%, на пляжных направлениях спад был тоже заметен, в июле объем выезжающих в Европу вышел примерно на уровень прошлого года, но с учетом того, что рынок ежегодно демонстрировал примерно 10–15% прироста, которого не произошло в этом году, можно с уверенностью говорить о спаде", — считает Олег Петров, руководитель отдела страхования выезжающих за рубеж Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование". По его словам, "Ренессанс" удерживает уровень сборов прошлого года за счет привлечения новых клиентов из числа турфирм и иных посредников.
"Негативные результаты этого года вряд ли что–то спасет, но прекращение военных действий на Украине помогло бы поправить положение туристического рынка в следующем сезоне", — надеется Елена Кастенссон.
В противном случае туроператорам придется переключиться на Китай и другие страны Азии, а также Бразилию, Индию. Это перспективный рынок, но сложный для работы.