"Деловой Петербург". Сувенирные лавки переходят в Сеть

Автор фото: Тихонов Михаил

Частные и государственные музеи Петербурга следуют мировому тренду и открывают интернет-магазины сувениров. Первым на рынок вышел магазин "Эрмитажа", затем открылся магазин галереи "Эрарта", а недавно к ним присоединился Русский музей.

Обычно на сайте музея можно узнать расписание его работы, в крайнем случае купить билеты в музей. Но в последнее время музеи активно переносят свои сувенирные лавки в Интернет, причем государственные ни в чем не уступают частным.

Пополнение в сети

В Петербурге первым вышел в сеть магазин "Эрмитажа", он работает уже более 10 лет. Три года назад открылся магазин галереи "Эрарта" (Erarta Shop), и совсем недавно к ним присоединился онлайн–магазин Русского музея, где пользователям предлагают купить сувениры из ассортимента музейной лавки. Если для коммерческих музеев и галерей это один из способов заработать — они выкупают права на картины у авторов и печатают относительно недорогие репродукции для интерьеров, то перед государственными музеями стоят в основном имиджевые задачи и расширение аудитории.
Как рассказывает координатор "Виртуального филиала Русского музея" Ольга Бабина, на большую прибыль организаторы не рассчитывают. Тем не менее вырученные средства пойдут на развитие других проектов музея. На разработку интернет–магазина у ЗАО "Группа Эпос" и сотрудников музея ушел почти год. "У нас еще очень много планов, — рассказывает Ольга Бабина, — например, в перспективе на сайте можно будет не только заказать репродукцию картин из нашего собрания, но и легально приобрести электронный вариант картин, чтобы использовать их в работе".

У них и у нас

Онлайн –лавки российских музеев пока уступают иностранным по широте ассортимента. Например, в магазине "Метрополитен" можно с ног до головы одеться, обставить жилье и собрать домашнюю библиотеку.
Британский музей делает ставку на ювелирные украшения, но и в остальном уступает немногим, как и музей Ван Гога в Амстердаме, которому не мешает узкая специализация.
Аудитория отечественных музейных магазинов в сети — это в основном русские, живущие за границей. Особенно часто из–за рубежа поступают заказы на каталоги и специальные издания музеев.
Как рассказывает Ольга Бабина, к новому магазину Русского музея уже проявляют интерес пользователи из других стран, в основном из Израиля и СНГ. В архив музея и до появления магазина приходили просьбы выслать по почте то или иное издание.
"Поскольку проектом занимались не профессиональные продавцы, а сотрудники музея, он получился скорее образовательным, — добавляет Ольга Бабина. — Мы также собираемся создать онлайн–площадку для специалистов, где можно будет заказать статьи и каталоги в электронном виде.
В "Эрмитаже", однако, отмечают, что онлайн–магазин популярен и у самих петербуржцев: "Покупают репродукции картин, реплики с музейной тематикой, книги об искусстве: от классических альбомов до книг, посвященных современному искусству". В интернет–магазине можно также приобрести электронные билеты в музей и таким образом избежать огромных очередей.
Галерея " Эрарта " обладает наравне с авторами всеми правами на изображения в электронной коллекции и копирует картины с учетом пожеланий покупателя, который может выбрать размер и технику нанесения изображения. Как поясняют в галерее, это одна из причин стабильного роста продаж.
"Купить произведение искусства может далеко не каждый. А вот репродукции всем по карману, и на них хороший спрос", — говорит Евгения Антонова, директор по внешним связям "Эрарты".