Совладелец Модного дома KOGEL Ася Когель - о том, почему российские дизайнеры не могут пробиться на международный рынок.
Уже 11 лет я работаю в области дизайна и производства одежды. За 11 лет существования собственной компании я наблюдаю медленное, сложное, но все же развитие модной индустрии. Мода повсеместно проникла в нашу жизнь. Во всем мире модная индустрия кормит страны и становится брендом государства, привлекающей туристов рекламной картинкой. Например, в европейских странах огромная доля ВВП приходится именно на модную индустрию.
Так почему до сих пор на мировой модной арене Россия представлена только манекенщицами, а вот российских дизайнеров пока мало кто знает? Почему при большом количестве талантливых дизайнеров, студий, маленьких производств и крупных фабрик мы так и не можем похвастаться развитой инфраструктурой? Нам лишь приходится констатировать, что модный рынок еще не сформирован. Одна из причин тому, как мне кажется, — полное отсутствие государственной поддержки легкой промышленности. Такая поддержка могла бы заключаться, например, в налоговых льготах, кредитовании или даже субсидировании наиболее перспективных проектов, помощи при участии в международных выставках и неделях мод.
Сейчас инвесторы тоже избегают модного рынка, и это объяснимо. Люди, которые вкладывают средства в бизнес, хотят быстрых результатов и высокой доходности, а в несформированной модной сфере ждать прибыли приходится долго. И государство могло бы взять на себя роль инвестора, который в итоге выигрывает, хоть и не так быстро, как в популярной нынче сфере информационных технологий. Небольшой, особенно начинающей, компании очень сложно развиваться на рынке, где отсутствуют правила и ориентиры. Действующие сейчас ГОСТы давно устарели, материалы приходится покупать за границей. В результате мы учимся работать на примере иностранных брендов и сами шаг за шагом создаем рынок по западному образцу. При этом дизайнеры становятся управляющими собственным бизнесом — профессии "модный менеджмент", как во всем мире, в России не существует.
Если отечественным дизайнерам все же удается пробиться на международные выставки, они видят интерес к своей продукции, даже получают заказы, но для выхода на международный рынок просто не хватает оборотных средств. Российские дизайнеры вполне конкурентоспособны и, более того, интересны и привлекательны на международном уровне.
Растет интерес и со стороны отечественных ретейлеров, немалые перспективы имеют интернет–площадки для продажи и рекламы модных продуктов. Но для того, чтобы удовлетворить этот интерес, небольшим дизайнерским фирмам просто не хватает ресурсов.