"Деловой Петербург". Будут ли меньше пить из стеклянных бутылок

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании "САН ИнБев" Андрей Ерин - о том, по кому ударит запрет продажи пива в пластиковых бутылках.

В июне этого года в первом чтении был принят законопроект об ограничении розничных продаж алкоголя в полимерной упаковке. По идее законодателя, продукция крепостью более 4% не может разливаться в ПЭТ–тару свыше 0,5 л. Очевидно, что эти поправки будут воздействовать только на пивоваренный рынок России, не затрагивая ни крепкий алкоголь, ни вино: последние в пластиковые бутылки почти не разливают. Регулирование пивоваренной отрасли сейчас никак нельзя назвать мягким, а новые ограничения могут и вовсе привести к закрытию многих предприятий. Некоторые, возможно, скажут: "Ну и хорошо! Будут меньше производить — будут и меньше пить". Но не все так просто. Потенциальное нововведение как раз противоречит госполитике по борьбе с алкоголизмом и его профилактике до 2020 года. Основное положение этой концепции — именно снижение доли крепкого алкоголя в структуре потребления. А как показывает практика, при падении доли пива на рынке возрастает доля более крепких напитков, которые, кстати, еще и дешевле. Простой математический расчет показывает, что в пересчете на 1 мл чистого спирта водка в среднем по рынку примерно в 1,3 раза дешевле, чем пиво.
В декабре 2011 года компания Ernst&Young провела исследование о последствиях запрета ПЭТ–тары на российском рынке (а обсуждаемое ограничение фактически и есть запрет, ведь пиво объемом меньше полулитра и сейчас продают в основном в стеклянных бутылках или алюминиевых банках). По данным исследования, безработица в ПЭТ–индустрии может достигнуть 14%, а в пивоваренной отрасли — и того выше. Кстати, как нам удалось выяснить, законодатели перед принятием инициативы никаких исследований — ни экономических, ни маркетинговых — не проводили.
Но в первую очередь запрет ударит по малым и средним пивоварням. В России их порядка 500–550, и многие с новой нагрузкой не справятся. За последние годы только крупные компании закрыли девять заводов, здесь же счет пойдет на десятки, а возможно, и сотни. Это потеря рабочих мест, социальные волнения в регионах, где непросто найти работу.
А что же потребитель? Объемная тара используется в том числе для удобства логистики, и пиво в больших бутылках покупают в основном для пикников, вечеров в компании и пр. Конечно, с собой проще взять ПЭТ–тару, чем стеклянные бутылки при равных объемах.
Конечно, изменится и стоимость продукции. Дорогостоящее переоснащение линий — это только один из аспектов. Запрет ПЭТ–тары вынудит производителей переключиться на стекло и алюминий, которые стоят в несколько раз дороже, и их гораздо сложнее перевозить. Будущая ПЭТ–бутылка поступает на пивоваренный завод в виде небольшой преформы размером в несколько сантиметров. Алюминиевые банки и стеклянные бутылки поставляют в готовом виде, и они занимают гораздо больше места. Следствие: больше автоперевозок, больше затрат.
На сегодняшний день ни в одной из стран, входящих в ВТО, нет ни запретов, ни ограничений на производство алкогольной продукции в ПЭТ–таре, за исключением Казахстана, но там 20–25% пива разливается в ПЭТ–тару непосредственно в магазинах.