PMI хочет сохранить Пугачеву

Автор фото: Яндолин Роман
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Пресс-конференция, посвященная презентации театра песни Аллы Пугачевой. Президент компании PMI Финкельштейн Евгений Григорьевич. Этрадная певица Алла Борисовна Пугачева.

ООО "Театр песни Аллы Пугачевой" не отказывается от строительства концертно-делового центра на Васильевском острове за 15 млрд рублей. Проект недавно "зарубили" чиновники. Глава PMI Евгений Финкельштейн считает, что его участок "кому-то понадобился".

Сегодня инвесторы строительства Театра песни Аллы Пугачевой на Васильевском острове заявили, что передумали отказываться от проекта и будут добиваться его реализации. Тем более, в согласование, проектирование и аренду в рамках инвестиционного договора со Смольным вложено уже 100 млн рублей, из которых более 35 млн рублей — ежеквартальная оплата аренды участка, на котором инвестор до сих пор не мог ничего делать из-за бюрократических проволочек.
"Город до последнего времени поддерживал нашу идею. Ничего другого в голову мне не приходит, кроме того, что кому-то вдруг понадобилась эта земля", — говорит глава корпорации PMI Евгений Финкельштейн.
Он отмечает: проект привлекателен не только для самих инвесторов, но и очевидно важен для города. По оценкам главы PMI, ежегодные налоговые поступления в бюджет Петербурга после открытия театра могли бы увеличиться на несколько миллиардов рублей.
Фактически речь идет не о концертном зале, а о масштабном комплексе общей площадью почти 120 тыс. м2. Зал занимает лишь пятую часть. После трех доработок проектной документации его вместимость увеличилась до 12 тыс. человек. В то же время, он может трансформироваться до небольшой площадки на 4 тыс. человек. В любом случае, самая дальняя точка в зрительном зале находилась бы лишь в 55 м от сцены, а это ближе, чем во всех крупных городских залах. Также в проект включен выставочный зал на 6 тыс. м2, конгрессный центр примерно на 10 тыс. м2, более 40 тыс. м2 гостиничных площадей, небольшой апарт-отель, рестораны и даже кинотеатр. Также около 1 тыс. м2 отводилось бы под офисы, впрочем, бизнес-центр как таковой здесь не планируется, офисы нужны были бы для работающих на этой территории организаций. Также в плане значится парковка более чем на 2000 автомобилей.
"Сейчас звезды международного уровня отказываются ехать на концерты в Петербург, потому что их не устраивают существующие устаревшие площадки. Посетителям там некомфортно, начиная с того, что нужно ехать по пробкам и негде припарковаться, и заканчивая плохим звуком и видимостью. В наш театр такие звезды поедут, и на их концерты съедутся посетители со всей страны, это был бы огромный толчок к развитию внутреннего туризма. К тому же, это 2000 новых рабочих мест для петербуржцев", — говорит Евгений Финкельштейн.
После завершения строительства инвесторы планировали выйти на самоокупаемость в течение 10 лет, уточнил он. При этом оборот центра уже в первый год после открытия составил бы 10 млрд рублей, 30% формировалось бы благодаря арендаторам площадок, в том числе торговых, остальное — за счет работы конгрессного центра и концертного зала. Через три года после открытия корпорация собиралась выйти на показатель в 300 проведенных мероприятий, то есть они были бы ежедневными.
Инвесторы отмечают, что аналогов такого полностью коммерческого комплекса в Петербурге нет и не намечалось. Нынешние концертные залы получают дотации от Смольного. В Москве по аналогичной схеме работает "Крокус сити холл", полностью коммерческая площадка, расположенная на окраине города. Ее заполняемость составляет 100%.
Сейчас территория на Васильевском острове, где собирались строить театр, находится в запустении. По словам Юрия Голованова, гендиректора ООО "Театр песни Аллы Пугачевой", проект готов, и строительство могли бы начать в любой момент.
Стоимость работ оценивается в 15 млрд рублей, причем эта сумма не учитывает укрепления и благоустройства набережных вокруг здания. Сейчас их внешний вид оставляет желать лучшего. В перспективе PMI готово было взять на себя и эти работы, стоимость которых оценивается экспертами еще в 15 млрд рублей. На строительство нужно не меньше четырех лет, отмечает Юрий Голованов. И даже если начать работы сейчас и вести их очень интенсивно, здание откроется лишь в 2018 году. По первоначальным планам, центр должен был начать работать уже в следующем году.
Участие Аллы Пугачевой в этом проекте Евгений Финкельштейн обозначил как имиджевое, необходимое для привлечения инвесторов. "Театр не планировали называть именем Аллы Борисовны, это просто название ООО", — добавил он и уточнил, что существующее разделение акций (24,5% у Аллы Пугачевой, еще 24,5% у ее дочери Кристины Орбакайте, и 51% у PMI) в будущем могло измениться. С приходом новых инвесторов нынешние доли могут быть размыты до 20%. Какие еще инвесторы заинтересовались сотрудничеством, глава PMI не уточнил, но сказал, что после открытия найти их — не проблема.
Работа над проектом PMI и Аллы Пугачевой началась еще в 2008 году. В 2009 году планы по строительству согласовал Смольный: комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) утвердил границы земельного участка. В 2010 году инвестор выполнил изыскания и получил множество согласований на уровне районной администрации и комитетов Смольного. В 2011 году появилось постановление правительства, разрешающее строительство. Но вскоре депутаты ЗакСа обратили внимание на то, что стройка попадает на участок, отведенный по Генплану под дорогу. В 2012 году в этом недоразумении начал разбираться суд, в который и обратились депутаты с иском к КГА. В мае 2013 года Куйбышевский суд постановил, что "строительство в зоне улично-дорожной сети города невозможно". Инвестор с этим решением не согласен. В PMI указывают на нормы Градостроительного кодекса, по которым Генплан фиксирует участки с дорогой, но конкретные ее координаты определяет застройщик. Проектировщики, в данном случае, запланировали строительство дороги, на которую можно будет съехать с центрального участка Западного скоростного диаметра.
Исчерпав все доводы против проекта, Смольный сослался на коллективное письмо деятелей культуры, которые попросили не допустить очередной градостроительной ошибки. Письмо было инициировано певцом и актером Юрием Охочинским, которого "поддерживают Эдита Пьеха, Александр Сокуров, Давид Голощекин, Юрий Шевчук, Марина Капуро и многие другие представители петербургской культуры". Но, по словам Юрия Голованова, никакого письма не существует. "Его текст никто не видел, а представители петербургской интеллигенции говорят, что не подписывали писем, а лишь отвечали на вопросы чиновников, не особенно вникая в суть проекта", — говорит Юрий Голованов.
Реализовать проект театра PMI зовут в регионы — Самару, Екатеринбург, другие города. Но инвестор надеется завершить проект в Петербурге. Однако, фактически сейчас он не представляет, как будет отвоевывать право на строительство. Встреча у профильного вице-губернатора Марата Оганесяна пока не назначена. На многочисленные письма в Смольном не отвечают. При этом обращаться в суд за компенсацией убытков инвесторы не хотят, поскольку это автоматически поставит крест на реализации их проекта.
"Я, может быть, один из последних таких крупных инвесторов, который, несмотря на такой отвратительный инвестиционный климат, продолжает бороться за реализацию своего проекта именно в Петербурга", — говорит Евгений Финкельштейн.
Для Смольного же ситуация пока складывается наилучшим образом: чиновники отмалчиваются, а в рамках инвестиционного договора PMI продолжает выплачивать 2,5 млн рублей ежеквартально за аренду площадки, которая вообще никак не используется.