"Деловой Петербург". Зависимость от "ИКЕА" сгубила

Автор фото: globallookpress

Приозерский деревообрабатывающий завод не справился с потерей крупного контракта с "ИКЕА", для которой производил мебель, и теперь банкротится. Эксперты уверены, что самое устойчивое положение у предприятий, ориентированных на экспорт.

Завтра состоится аукцион по продаже имущества ОАО "Приозерский ДОЗ", одного из деревообрабатывающих предприятий Ленобласти. Общая стоимость восьми лотов (производственные и административные здания, склады) составит более 26 млн рублей.

Подвел сбыт

Приозерский ДОЗ выпускал мебель (в основном стулья) для концерна "ИКЕА", а также производил двери, окна и погонажные изделия. В год компания заготавливала более 90 тыс. м3 древесины и арендовала два участка лесного фонда — в Приозерском и Тихвинском районах. В 2007 году компания проводила реконструкцию и увеличила выпуск стульев с 420 тыс. до 1 млн единиц в год. Производство кроватей было увеличено со 120 тыс. до 240 тыс. в год. В лучшие годы оборот компании составлял по 500 млн рублей, за последние 2 года оборот снизился более чем в 2 раза. Одной из причин банкротства бывший руководитель Приозерского ДОЗ Александр Белов называет сложности при работе с концерном "ИКЕА". По его словам, партнер не принял во внимание инфляцию и не повысил закупочные цены на продукцию завода, из–за чего производство стало нерентабельным. В "ИКЕА" отметили, что не комментируют работу с поставщиками.
Внешнее наблюдение было введено на предприятии в мае прошлого года, а конкурсное производство — в августе. Как пояснила помощник конкурсного управляющего Рута Гончарова, конкурсное производство было введено в связи с тем, что оздоровить предприятие не удалось. Долги Приозерского ДОЗ в феврале этого года перед тремя компаниями — ООО "Приозерский ДОЗ", ООО "Фаворит СПб" и ООО "Технопарк", а также ИФНС по Приозерскому району превысили 97 млн рублей. Больше всего долгов перед налоговиками — 83,3 млн рублей.
В правительстве Ленобласти отмечают, что ситуация в лесопромышленном секторе стабильная, рентабельность деревообрабатывающих предприятий в регионе составляет 15%, лесозаготавливающих — 10%. Реализуются крупные инвестиционные проекты на таких предприятиях, как "Выборгская целлюлоза", "ММ–Ефимовский", "Лесплитинвест".

Экспортеры процветают

Наиболее устойчивое положение у деревообрабатывающих предприятий, ориентированных на экспорт, считают эксперты. "Наше предприятие производит пиломатериалы и древесные гранулы — пеллеты — на экспорт, и покупатели сотрудничают с нами независимо от конъюнктуры рынка", — говорит Дмитрий Крылов, генеральный директор ЗАО "Лесозавод 25" (входит в архангельский холдинг "Титан"). По его словам, предприятие рассматривает возможность глубокой переработки древесины, но останавливают те же сложности, с которыми столкнулся Приозерский ДОЗ: проблемы со сбытом, высокая себестоимость и сезонность продаж.
"Сектор деревообработки растет очень низкими темпами, так как одиночные предприятия, как правило, работают на устаревшем оборудовании и часто не могут обеспечить нужное качество", — говорит Наталья Пинягина, директор по взаимодействию с госорганами ОАО "Архангельский ЦБК". По ее словам, более устойчивое положение у деревообрабатывающих компаний, которые входят в крупные холдинги и имеют возможность привлечь кредит. Наибольшая же рентабельность у целлюлозно–бумажного сектора, несмотря на печальные примеры остановки ЦЗ "Питкяранта", Кондопожского ЦБК и Соломбальского ЦБК.
Для крупных деревообрабатывающих предприятий Северо–Запада, которые работали и на экспорт, рынок не изменился: рост цен на сырье компенсировался ростом курса евро и доллара, рентабельность можно было удержать за счет экспортных сделок. Небольшие компании, занимающиеся лесопилением, просто повысили цены на пиломатериалы. Основная нагрузка легла на средние предприятия, работающие с местными сетями. Рентабельность деревопереработки снизилась из–за значительного роста цен на пиломатериалы в 2013–2014 гг., а ретейлеры традиционно усложняют процесс повышения закупочных цен. Средним предприятиям, ориентированным на внутренний рынок, непросто найти дополнительные каналы сбыта продукции. Я считаю, что будущее за вертикально интегрированными проектами.
Алексей Вождаев
генеральный директор ГК "Василевс" (в холдинг входит деревоперерабатывающее производство — завод "КаМет")