"Деловой Петербург". Банки тянут в сети

Автор фото: globallookpress

Мобильный и интернет–банкинг привлекает все большее количество инвестиций. В прошлом году российский рынок интернет-банкинга вырос почти на 40% — до 590 млрд рублей.  В погоне за клиентами банки готовы делиться гаджетами.

Интернет–банкинг и мобильные приложения не на шутку увлекли российский финансовый сектор, ведь технологии дистанционного обслуживания позволяют значительно экономить на издержках.
В 2013 году российский рынок интернет–банкинга вырос почти на 40% — до 590 млрд рублей, а к 2017 году он может увеличиться до 1,6–1,8 трлн рублей, подсчитали в банке "БКС Премьер".
По данным агентства Markswebb Rank&Report, за 2013 год доля российских банков, предлагающих клиентам интернет–банкинг, выросла с 82 до 86%, а доля по мобильному банкингу — с 47 до 54%.

Планшет в качестве морковки

Финансисты готовы использовать рискованные схемы для привлечения аудитории к своим онлайн–сервисам. В июле в Петербурге финансовая группа Life (в группу, принадлежащую топ–менеджменту во главе с президентом Сергеем Леонтьевым, входят девять банков в различных регионах России) начала акцию — раздачу клиентам планшетов LifePad второго поколения. Выдают их на условии, что клиент будет пользоваться предустановленными на аппарате финансовыми сервисами группы. По словам гендиректора проекта LifePad Алексея Михайлюка, необходимость раздавать планшеты появилась потому, что большинство клиентов банка, особенно в регионах, не отличаются технической грамотностью.
До конца 2015 года группа Life планирует распространить 1 млн планшетов. Связанный с группой Life венчурный фонд Life.Sreda уже вложил в проект $7 млн на первом этапе и еще $80 млн — на втором.

Банки без офисов

Вера бизнесменов в интернет–банкинг выражается в растущем объеме инвестиций. Предприниматель Олег Тиньков еще в 2006 году запустил банк "Тинькофф кредитные системы" (ТКС Банк), не имеющий сети офисов. Работа с клиентами осуществляется через сайт и мобильные приложения. К июню 2014 года банк выпустил 4,3 млн карт. Его капитализация превышает $2 млрд.
В 2012 году основатель Groupon Russia Виктор Лысенко запустил Rocketbank, управлять счетом в котором можно лишь с помощью мобильных приложений. В 2013 году в него вложил $2 млн венчурный фонд Runa Capital. Банк выпустил более 8 тыс. карт.
В 2013 году разработчики Роман Потемкин и Дмитрий Феофанов запустили похожий финансовый сервис Instabank. Инвестиции на первом этапе составили $4 млн. Предприниматели предложили клиентам интеграцию с Facebook и возможность заказывать карту с оформлением на основе изображений в Instagram. Недавно в этом же сегменте стали работать стартапы IQCard (объем инвестиций — более $6 млн) и UBank ($8 млн).

Торможение

Сбербанк сообщает, что доля пользователей интернет–банкингом в России (им пользуются 15,4 млн человек) пока столь же невелика, как в Турции, — 11% населения. Для сравнения: в Испании — 33%, в Германии — 47%, во Франции — 58%, в Норвегии — 87%. При этом доступность Интернета в России, как говорят отраслевые аналитики, не хуже, чем на Западе.
Главное, что притормаживает развитие интернет–банкинга в РФ, — проблемы с безопасностью интернет–платежей. Российские пользователи в этом плане защищены гораздо хуже, чем западные: преследования интернет–мошенников практически не ведется.
Однако участники рынка уверены, что эти проблемы будут преодолены, распространение мобильного и интернет–банкинга неизбежно, а количество и размеры банковских офисов будут снижаться. "Они будут использоваться в основном для консультаций, — говорит Александр Конышков, первый заместитель председателя правления банка "Санкт–Петербург". — Когда речь идет о сложно структурированных банковских продуктах, без личного общения с клиентом не обойтись".