"Выходной Петербург". Богочеловек Полтавченко

Автор фото: Коньков Сергей

Историк Лев Лурье - о выборах губернатора Петербурга

Сентябрьские выборы губернатора в Петербурге фактически безальтернативные. В бюллетене для голосования кроме Георгия Сергеевича появятся фамилии людей, по всей видимости не имеющих ни малейших шансов возглавить Смольный: депутаты ЗС Константин Сухенко (ЛДПР), Ирина Иванова (КПРФ), пенсионер Тахир Бикбаев ("Зеленые") и предприниматель Андрей Петров ("Родина").
После поражений на выборах мэров в Новосибирске, Ярославле, Екатеринбурге, Петрозаводске "Единая Россия" решила не рисковать: самого опасного соперника — Оксану Дмитриеву — сняли с губернаторского забега. Теперь Полтавченко может говорить: "Господь меня пасет, бояться мне некого".
Эта мысль в устах человека верующего звучит странно. Создается впечатление, что Господь пасет только губернатора. Это не так. Фактически цитируется ветхозаветный псалом Давиду: "Господь пасетъ мя, и ничтоже мя лишитъ". Но еще Афанасий Великий разъяснял: "Предложенный псалом воспевается от лица язычников, которые восхищены тем, что пасет их Господь, и описывают также таинственную трапезу, какую предложил им Сам пасущий их". Преподобный Амвросий Оптинский добавлял: "Сам Господь, как Пастырь, пасет нас, и ничего не лишил, что потребно к нашему спасению. Бессловесных овец обыкновенно пасут при воде, на местах, обильных для питания травами. И Господь пасет словесных овец Своих — вообще православных христиан в оградах единой, святой, соборной Своей Церкви".
Так что Полтавченко в этом плане не одинок. Господь пасет и Валерия Гергиева, и Василия Кичеджи, и Бориса Гребенщикова, и даже Оксану Дмитриеву, да и всех, читающих эту колонку. И выделять себя меж других — значит сильно переоценивать свою богоизбранность. Между тем никаких оснований для этого у губернатора нет. Пасли нас, жителей Петербурга, все это время плохо, пажити, выбранные для нашего пропитания, не были плодородны и обильны.
Городской бюджет, и так уменьшившийся, не исполняется, дефицит растет. Объем промышленного производства, выручка торговли и общепита падают. Количество туристов уменьшается.
Петербург занял последнее место по рейтингу инвестиционной привлекательности.
Трубное дело о хищении из городского бюджета более 1,5 млрд рублей закончилось, как всегда, пшиком. Миллиардные растраты при строительстве "Зенит–арены", по существу, прощены казнокрадам.
В самом незеленом мегаполисе Европы продолжается уплотнительная застройка, уменьшаются старые парки и скверы, а новых не видно. В городе нет ни одного действующего пляжа. Не выполняются планы строительства метро. Износ трамвайных вагонов — 60%. Отменены планы строительства новых мостов и туннелей, транспорт стоит в невиданных пробках. Уровень преподавания в школах падает, очереди в поликлиниках растут.
По–моему, никакой миссии, обдуманной цели в управлении городом нет.
Все проекты, о которых с помпой объявлял Смольный, на деле обернулись ничем: Музей блокады, Музей науки и техники, строительство зоопарка, реновация старого города, особое отношение к "экономике знаний". В Петербурге руководят непонятные люди, привезенные в город из Москвы, часто работающие у нас не по своей специальности. Их речи и поступки порой производят прямо комическое впечатление. Такого прежде не бывало. Все же Петербург — не Зарайск или Елец.
Ну и наконец! Нынешняя предвыборная кампания показывает: нас, избирателей, боятся. Власть готова применять только такие правила выборов, при которых ей не будет никакой альтернативы. Сыграть не в шахматы, а в "Чапаева". Такого в Питере не было с 1989 года.
Если помните, тогда в большинстве избирательных округов коммунисты выставили безальтернативных кандидатов из числа партийных начальников. Но петербуржцы вычеркнули их из бюллетеней, пришлось назначать новые выборы с новыми кандидатами.
Думаю, что у тех, кто недоволен навязываемой нам кандидатурой, и сейчас есть выход: надо голосовать за любую другую. На выборы надо идти обязательно — чтобы высказать свое отношение к власти. Они считают: мы овцы, которых они пасут. Но такие пастыри до хорошего не доведут.
Мы не сможем выбрать себе губернатора по вкусу, но так хоть огорчим нынешнего: доведем дело до второго тура, а там посмотрим.