"Деловой Петербург". Свободное плавание

Автор фото: Лучинский Евгений

В 2009 году Андрей Русин (27 лет), завершив спортивную карьеру и год проработав наемным работником, открыл рекламное агентство. Стартовый капитал составил 12 тыс. рублей. Оборот компании за 2013 год — около 40 млн рублей.

У Александра Русина (27 лет) нет специального образования в рекламе: он окончил ИНЖЭКОН по специальности "экономист–менеджер в химической промышленности". Параллельно с учебой молодой человек активно занимался спортом и достиг здесь успехов. В частности, в 2004 году он стал призером первенства Европы среди юниоров, в 2006–м — чемпионом Кубка России.
В 2008 году Александр завершил спортивную карьеру и устроился работать менеджером по работе с клиентами в рекламное агентство. "Мне всегда казалось, что у этой отрасли большой потенциал", — объясняет свой выбор молодой человек.

Увел клиентов

Потрудившись год наемным работником, Александр узнал нюансы функционирования рекламного агентства, научился продажам. В это время разразился кризис: у компании снизились обороты и, соответственно, зарплаты. Александр решил пойти своим путем.
В 2009 году он открыл рекламное агентство неполного цикла ICU. Забрал с собой двух некрупных клиентов (оба из сферы питания), которые смогли обеспечить ему первые заказы. По словам Александра, клиенты в области рекламы привыкают работать не с агентствами и компаниями, а с конкретными сотрудниками.
"Я увидел, какие ошибки нужно исправить, чтобы клиенты чувствовали себя комфортно", — объясняет молодой человек. Сейчас у Александра 100 постоянных клиентов. Оборот за 2013 год — около 40 млн рублей, за I квартал 2014 года — 12 млн рублей.

Рекордно низкий старт

Стартовый капитал составил всего 12 тыс. рублей и был потрачен на регистрацию юрлица. Первые 4 месяца доход составлял 5 – 40 тыс. рублей в месяц, Александр работал из дома. "Я был достаточно амбициозным и сейчас понимаю, что тогда пошел на большой риск", — признается молодой человек. Чтобы увеличить количество заказов, Александр предлагал низкие цены. Он никогда не обходит стороной небольшие заказы, надеясь на то, что в дальнейшем аппетит клиента разыграется.
ICU не занимается разработкой рекламных стратегий, агентство помогает клиентам разместиться на городских рекламоносителях и оказывает услуги по производству наружной рекламы и полиграфии. Основной доход приносит размещение рекламы.
По словам Александра, рекламный рынок похож на туристический: есть крупные операторы ("Руан", "Постер", Russ Outdoor), клиентов для которых поставляют агентства, такие как ICU. Рекламное вознаграждение ICU — от 3% до 20% рекламного бюджета.
Максимальный рекламный бюджет, с которым доводилось работать Александру, — 3 млн рублей. Ключевые клиенты — девелоперы, фитнес–центры, сетевые рестораны, кафе и бары. В штате ICU восемь человек.

Проблемы и войны

В Петербурге действуют более 150 рекламных агентств. Объем городского рынка наружной рекламы в 2013 году оценивался почти в 5 млрд рублей, объем рынка транзитной рекламы (на транспорте) — в 387 млн рублей, в метрополитене — 1,1 млрд рублей.
Дмитрий Ганибалов, директор по продажам и маркетингу ЗАО "Волгобалт Медиа", рассказывает, что одной из основных проблем рынка наружной рекламы Петербурга является отсутствие торгов за право установки и эксплуатации рекламных конструкций: "С 2013 года рекламные носители стоят без разрешений и договоров. Клиенты, опасаясь демонтажей, переводят свои бюджеты в другие медиа". Не менее огорчительно, что компании сокращают маркетинговые бюджеты, на рынке усиливаются ценовые войны.