"Деловой Петербург". Петербург между Азией и Америкой

Автор фото: Тихонов Михаил

 Директор ГК "Арт-фасад" Илья Тюкин - о том, почему строительство малоэтажных домов в Петербурге не станет массовым.

Новые проекты комплексного развития территорий в Петербурге будут малоэтажными. Об этом минувшей весной заявил вице–губернатор города Марат Оганесян. Главная цель изменения градостроительной стратегии — создание комфортной для горожан среды. Но насколько выполним такой сценарий?
Сравним полярные мировые подходы к комфортному градостроительству. Их два: американский и азиатский. Одноэтажная Америка — вариант развития городов вширь за счет присоединения удаленных от делового сити предместий. Такая агломерация может быть комфортной, если в ней все заточено под автомобилистов: сама структура улиц, инфраструктура (мотели, придорожные кафе и пр.) и доступ к ней.
Азиатский подход иной: он подразумевает развитие городов ввысь из–за дефицита земли и высокой плотности населения. Этот путь требует высшего пилотажа при работе с инженерными и транспортными системами: многоуровневые дороги и подъезды, сложные пересадочные узлы, небоскребы…
Петербургу эти сценарии развития в чистом виде не годятся. Если отталкиваться от фактора земли, то для американского подхода у нас места слишком мало. Мы даже намываем территории. То есть, чтобы город рос вширь, необходима программа редевелопмента промзон или объединение города с Ленобластью. А здесь, как известно, больше вопросов, чем ответов.
В то же время численность населения у нас даже по российским меркам не так критична, чтобы выталкивать город в вертикальный сценарий. И пока резкого роста не произойдет, естественной потребности в таком развитии, видимо, не появится.
Если отталкиваться от фактора денег, то очевидно, что развитие города вширь потребует разрастания инженерных сетей и увеличения транспортных перемещений. Городу придется опережающими темпами строить дороги, метро и монорельсы, многократно увеличивать инженерные мощности, создавать магистрали и источники энергии. А это дорого.
Неудивительно, что в ситуации с дефицитным городским бюджетом у нас задерживаются конкурсы на дорожное строительство, станции метро то появляются на перспективных картах города, то исчезают.
А вопрос создания инженерной инфраструктуры и вовсе оказывается тупиковым для новых проектов. Об эту тему, например, уже споткнулись Сестрорецкий намыв и "Морской фасад". Не дождавшись инфраструктурных решений, инвесторы начали уходить из проектов, реже — вкладываться самостоятельно.
Не стану спорить с тем, что нашему европейскому менталитету наиболее комфортна малоэтажная среда. Но не уверен, что в текущих условиях безденежья и безземелья Петербурга это реализуемый путь, тем более что сама по себе этажность — вовсе не панацея. Комфортную среду создает не один фактор, а их набор: от архитектуры и зелени во дворе до удобного магазина на углу и скамейки у подъезда.