"Деловой Петербург". Еще возможно дать бой сетям

Автор фото: Ермохин Сергей

Генеральный директор ООО "Парамед" Владислав Жижкун - о том, как магазинам шаговой доступности конкурировать с крупными сетями.

Сегодня более 85% продуктового ретейла в Петербурге составляют крупные сети. Магазины шаговой доступности, небольшие "семейные" предприятия по продаже продуктов и предметов первой необходимости не могут тягаться по объемам продаж с гипермаркетами, а значит, отпускная цена от поставщиков товаров для них часто выше, чем розничная в крупных универмагах.
При этом платить за пользование инфраструктурой, лицензию на продажу алкоголя, аренду малому бизнесу приходится ровно столько же, сколько и крупным ретейлерам. Универсальный выход из этой ситуации придумать невозможно, и небольшим компаниям постоянно приходится изобретать что–то новое, пытаться использовать те незначительные преимущества, с помощью которых еще возможно дать "бой" сетям. Например, владелец небольшого магазина у дома знает вкусы своих постоянных покупателей и может быстро отреагировать на изменения спроса, добавляя в ассортимент новые позиции. Если искать интересные товары и поставщиков, сотрудничать с местными производителями, тщательно выбирать помещения с чуть более выгодными условиями аренды, то, возможно, даже магазин площадью 70 м2 сможет конкурировать с гипермаркетами по ценовой привлекательности и ассортименту.
Предприниматели Васильевского острова еще в 2004 году, анализируя продуктовый рынок, приход крупного ретейла, активное строительство гипермаркетов, осознали необходимость объединения и создали ассоциацию торговых предпринимателей "СОЮЗ". Основную цель учредители видели в совместных закупках товаров и снижении цен за счет этого до уровня супермаркетов. Объединившись, малые магазины смогли превратиться из одиночных павильонов, ларьков и помещений в небольшую локальную сеть. Это очень значимое достижение, но, если смотреть вперед, ясно, что решение проблем малого бизнеса невозможно без защиты интересов на уровне государственной власти.
Речь, конечно, идет не о преференциях для малых торговых фирм, а о создании общих для всего рынка правил игры. Сейчас условия очевидно неравные: сложности с подключением к сетям или несанкционированные проверки могут быстро довести небольшую компанию до банкротства. Важным шагом к пресловутому равенству стала разработка законопроектов о продовольственной безопасности Петербурга, о семейном предпринимательстве. Идет совместная работа по определению справедливых цен на выкупаемые малым бизнесом по 159–ФЗ помещения. В общем, есть надежда на то, что светлое будущее рано или поздно настанет. Но только при условии, что предприниматели сами приложат к этому титанические усилия.