"Деловой Петербург". Санкции уже бьют по экономике

Автор фото: globallookpress

Больше половины петербургских предпринимателей ждут негативных последствий из–за ужесточения санкций Запада. Крушение пассажирского самолета Malaysia Airlines на востоке Украины добавило тревожных ожиданий.

Если прямая или косвенная вина России в уничтожении лайнера будет доказана, то нашей стране вряд ли удастся избежать более жестких экономических санкций — вплоть до полной изоляции. Общественное мнение на Западе уже сформировано таким образом, что мало кто сомневается в причастности России к авиакатастрофе на востоке Украины, хотя расследование не завершено.
Администрация президента США Барака Обамы уже обвинила Россию в поставке вооружений сепаратистам, которые могли сбить самолет. В Евросоюзе и Америке открыто подозревают Россию в неформальном использовании военизированных формирований на Украине ради достижения своих геополитических целей.

Давление растет

Запад наращивает давление на Россию. Санкции, введенные в ответ на аннексию Крыма, коснулись лишь бизнеса предпринимателей из ближайшего окружения Владимира Путина и высокопоставленных госслужащих, одобрявших и поддерживавших ввод войск на украинский полуостров. Российский истеблишмент встретил их с иронией. Друг Владимира Путина, нефтетрейдер Геннадий Тимченко, накануне объявления санкций ловко продал свой пакет акций в компании Gunvor партнеру по бизнесу. Центробанк и лично президент РФ материально поддержали банк "Россия" Юрия Ковальчука, клиенты которого столкнулись с невозможностью провести расчеты по международным банковским картам.
Теперь же США закрыли рынок капитала для Газпромбанка и Внешэкономбанка. Кроме этого, США заморозили на своей территории активы крупных оборонных и нефтегазовых российских компаний: военных концернов "Алмаз–Антей", "Калашников", "Созвездие", "Радиоэлектронные технологии", "Уралвагонзавод", "Роснефть", "Новатэк" и др. При этом власти США запретили американским компаниям заключать любые сделки с этими организациями.

Предел достигнут

Хотя Банк России и заявил, что окажет поддержку пострадавшим от санкций финансовым институтам, тем не менее дальнейшее усиление санкций означает все большее блокирование сотрудничества западного бизнеса с российским. Опасаясь именно такого развития событий, некоторые иностранные компании уже сворачивают сотрудничество с российскими партнерами, говорят петербургские предприниматели.
У некоторых из них уже возникли проблемы с поставкой комплектующих, а из–за ограничений в фондировании могут сорваться крупные инвестпроекты Внешэкономбанка в Петербурге, касающиеся в том числе импортозамещения. Правда, открыто предприниматели об этом стараются не говорить.
Например, петербургское ОАО "Звезда" Павла Плавника так может и не дождаться многомиллиардного кредита от Внешэкономбанка на строительство производства инновационных дизельных двигателей.

Инвестор испуган

Согласно опросу, проведенному комитетом по промышленной политике и инновациям (КППИ), 43% руководителей промпредприятий из 173 заявили, что санкции Запада уже негативно отразились на их бизнесе, и 56% ожидают негативных последствий в будущем (опрос проводился до крушения малайзийского "боинга").
По словам Максима Мейксина, председателя КППИ, в последние месяцы упала инвестиционная активность, существенно сократились заявки со стороны российских компаний на освоение новых промышленных территорий. "Возможно, все дело только в психологии, инвесторы напуганы, и, когда ситуация успокоится, бизнес вернется к инвестиционным планам", — надеется Максим Мейксин.
Его слова подтверждают опрошенные "ДП" предприниматели, заявляющие о разрыве крупных контрактов с иностранными заказчиками, снижении спроса, повышении процентных ставок по кредитам. По данным ЦБ, ставки межбанковского кредитного рынка с начала года существенно выросли. Так, полугодовая MosPrime Rate в январе составляла 7,2% годовых, а к середине июня достигла 9,2%.
Инвесторы настороженно относятся и к фондовому рынку. По данным Emerging Portfolio Fund Research, за последние 4 недели международные фонды вывели с российского рынка $270 млн.