"Деловой Петербург". Электрички уходят в депо

Автор фото: Trend/Андрей Федоров

Долг регионов перед Северо–Западной пригородной пассажирской компанией превысил 1,6 млрд рублей. Железнодорожники намерены сократить во втором полугодии каждую четвертую электричку.

Впервые за несколько лет объем пригородных перевозок на Октябрьской железной дороге (ОЖД, филиал ОАО "РЖД") начал сокращаться. За первые 6 месяцев 2014 года "дочка" РЖД, осуществляющая пригородные перевозки пассажиров на территории ОЖД, — Северо–Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК) — перевезла чуть более 60 млн человек, что почти на 1% ниже показателя за аналогичный период 2013 года.
Железнодорожники объяснили причину сокращения перевозок задолженностью региональных властей. По Северо–Западному федеральному округу убытки пригородных перевозок за 5 месяцев 2014 года составили 1,6 млрд рублей, отметил глава ОЖД Виктор Степов. По его мнению, пригородные компании не могут существовать самостоятельно, без помощи материнской компании, а убыток РЖД с начала 2014 года превысил 16 млрд рублей, и она не может помочь.

Нет денег — нет поездов

Железнодорожникам ничего не остается, как резко сокращать затраты, отменять поезда. Движение пригородных поездов в 2014 году в сравнении с 2013 годом по полигону обслуживания СЗППК уже сократилось на 5%, сообщили "ДП" в компании.
"В связи с недостаточным финансированием пригородных перевозок субъектами РФ и отсутствием средств на компенсацию убытков в региональных бюджетах компания поэтапно во втором полугодии будет вынуждена оптимизировать размеры движения, сохраняя при этом в текущем году сообщение на маршрутах с уменьшением частоты курсирования", — сообщил исполняющий обязанности гендиректора СЗППК Антон Оленцевич.
До конца года СЗППК планирует сократить 165 электричек, что составляет примерно 25% от общего числа курсирующих по Северо–Западу поездов. Прежде всего оптимизация движения коснется трех субъектов РФ: Ленинградской, Псковской областей и Республики Карелия — это основные должники железнодорожников.

Вопрос в цене

Проблема задолженности регионов тянется с 2011 года. Тогда правительство РФ в ходе реформы РЖД изменило схему организации пригородных перевозок: по новой схеме субъекты РФ формируют заказ на транспортное обслуживание населения и утверждают железнодорожникам стоимость перевозки.
Обычно из социально–политических соображений утвержденный тариф оказывается ниже экономически обоснованного, сетуют железнодорожники. В этом случае регион из собственного бюджета должен компенсировать перевозчику разницу между утвержденным и экономически обоснованным тарифом. Однако регионы все чаще заявляют, что у них нет денег.
"С начала года доходная база многих регионов Северо–Запада существенно сократилась, так что проблема пригородных перевозок обострится еще сильнее, особенно с учетом грядущих губернаторских выборов", — ожидает заместитель полномочного представителя президента РФ по СЗФО Сергей Зимин.
Некоторые регионы пытаются избежать пригородного оброка РЖД. Например, Вологодская область решила сэкономить бюджетные средства и согласовала предложенный железнодорожниками предельный тариф.
Но затем выяснилось, что перевозчик просчитался, фактические затраты оказались выше на 23 млн рублей, и теперь СЗППК пытается через суд взыскать с Вологодской области понесенные убытки. Правда, пока суды во всех трех инстанциях поддержали позицию региональных властей.
После успешных губернаторских выборов местные власти могут легче согласиться с предлагаемыми железнодорожниками тарифами, не сильно опасаясь протеста электората.