"ЛСР" сажают в трамвай

Автор фото: Максим Змеев

Группа "ЛСР" может инвестировать в строительство линии трамвая между Петербургом и Всеволожском около 1 млрд рублей. Без такого трамвая стоимость жилья в будущем огромном микрорайоне на 1 млн м2 жилья в окрестностях Петербурга будет ниже.

Группа " ЛСР ", подконтрольная экс-сенатору Андрею Молчанову , стала одним из первых инвесторов, которые заявили о готовности участвовать в строительстве линий легкорельсового трамвая (ЛРТ). Об этом сегодня сообщил Валентин Енокаев, заместитель гендиректора АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти".
Дирекция недавно разработала и представила потенциальным инвесторам проект строительства 13 выделенных линий для современного и скоростного трамвая. Их проектирование завершится в июле. Тогда дирекция и планирует приступить к работе на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Об этом dp.ru уже сегодня подробно рассказал.
Проектом линий ЛРТ между Петербургом и Ленобластью заинтересовались несколько банков, — "ВТБ-Капитал", "Газпромбанк", "Европейский банк реконструкции и развития", "Сбербанк", — и организации, названия которых в дирекции пока скрывают. Но все они пока высказывают сомнения. В основном их сомнения связаны с долгим сроком окупаемости каждой линии, — 15 лет. Также потенциальных инвесторов смущает то, что вместе с линиями ЛРТ не разрабатываются пересадочные узлы. Без них этот вид транспорта может оказаться не таким уж популярным. Ни инвесторы, ни дирекция не готовы взять на себя все риски пассажиропотока.
Однако группу "ЛСР", похоже, не смущают эти моменты. Компания сама предложила дать денег на строительство линии между станцией метро "Ладожская" и участком на юге Всеволожска, где раньше располагался аэродром "Ржевка". По крайней мере, так заявляют представители дирекции. В самом "ЛСР" комментировать свои планы по строительству легкорельсовой линии до Всеволожска отказались.
Сейчас от Ладожской в сторону микрорайона Ржевка уже идет линия трамвая длиной около 17 км. Сейчас она заканчивается кольцом на Камышинской ул. прямо возле КАД. Чтобы довести эту ветку до аэродрома "Ржевка", надо построить новый участок длиной всего около 3 км и, вероятно, модернизировать нынешние пути. Это существенно упрощает задачу. Возможно, самой затратной частью проекта будет закупка трамваев, ведь даже отечественные трамваи современного образца стоят примерно по 50 млн рублей, а их понадобится, по оценкам экспертов, не менее 50 штук для обеспечения нормальной работы линии. А скорее всего, трамваи будут еще дороже.
В начале апреля "ЛСР" закрыло сделку на покупку участка площадью 175 Га бывшего аэродрома на Рябовском шоссе. По оценке экспертов, рыночная стоимость этой земли составляет до 10 млрд рублей, а инвестиции компании в этот проект оцениваются в 40 млрд рублей. К тому же, это первый масштабный жилой квартал, который "ЛСР" построит в Ленобласти. К 2016 году на нем появится 1 млн м2 жилья массового спроса.
Сейчас главный минус этого участка — проблемы с транспортной доступностью. Добираться до будущего микрорайона удобнее всего на машине, но при этом в часы пик придется постоять в пробке на подъездах к Всеволожску. Чиновники обсуждают строительство развязки на КАД в районе аэропорта, и это облегчило бы жизнь автомобилистов. Но сроки реализации этого проекта пока точно не известны. К тому же, жилье, которое будет строить "ЛСР", позиционируется как квартиры эконом-класса. Значит, далеко не у всех покупателей могут быть машины. При этом от ближайшей остановки общественного транспорта до квартала идти не меньше 500 метров.
Зато по проекту линии ЛРТ, добраться до микрорайона из Петербурга можно будет примерно за 20 минут от станции метро "Ладожская". Планируется, что одна поездка на этом трамвае к 2017 году будет стоить 50 рублей. Стоимость строительства этой линии оценивается в 7,3 млрд рублей. А вот прибыль непосредственно от ее обслуживания для инвестора минимальная среди всех предлагаемых линий ЛРТ – 5 млрд рублей в год после выхода на самоокупаемость через 14 лет после запуска. Впрочем, понимая это, город предлагает вложить в строительство 82%, то есть 6,4 млрд рублей, а с инвестора взять 900 млн рублей.
При этом открытие легкорельсовой линии до Всеволожска может повысить стоимость 1 м2 в будущем жилье в районе Ржевки до 65 тыс. рублей, по оценкам Александры Смирновой, директора направления инвестиционного брокериджа NAI Becar. Сейчас жилье в этом районе оценивается максимум в 60 тыс. рублей за 1 м2. И если другие инвесторы могли бы и не заинтересоваться линией ЛРТ "Ладожская – Всеволожск", то интерес "ЛСР" в данном случае предсказуем.