"Деловой Петербург". Ревизор приедет внезапно

Роспотребнадзор хочет проверять продуктовые магазины без предупреждения, чтобы  получать более достоверные данные. Сейчас только в 65,9% случаев жалобы потребителей подтверждаются после посещения объектов проверок.

Роспотребнадзор разработал законопроект, по которому проверки продуктовых магазинов станут внезапными. Поправки коснутся также общепита и производителей пищевой продукции. Цель — получить по результатам проверок более достоверные данные.
Сейчас об инспекции уведомляют за сутки, и, по данным ведомства, которое возглавляет Анна Попова, только в 65,9% случаев жалобы потребителей подтверждаются после посещения объектов проверок. Как сообщают в Роспотребнадзоре, часть предпринимателей уклоняется от получения уведомлений о проверке.
По плану нововведения должны вступить в силу в октябре. До конца публичного обсуждения проекта осталось чуть меньше 2 недель. При этом предприниматели отмечают, что в последнее время число проверок как сельхозпредприятий, так и магазинов заметно увеличилось. Никита Гринченко, владелец компании "Частное подворье", рассказывает, что ветеринарные инспекции теперь приезжают 1 раз в 10 дней вместо 1 раза в месяц.

Нужен компромисс

Сейчас по закону о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года, а внеплановые — только в случае угрозы жизни и здоровью людей или животных или после обращения потребителей. Исполнительный директор НП "Союз малых предприятий" Владимир Меньшиков считает, что этот проект — палка о двух концах. С одной стороны, если на предприятии есть опасные нарушения, лучше не ждать сутки до их выявления, с другой — такой механизм может стать причиной коррупции. "Возможно, стоит найти компромисс: например, не уведомлять о проверках, но приглашать на них сотрудников аппарата омбудсмена или согласовывать проверки с прокуратурой", — рассуждает специалист. Также предприниматели рассматривают возможность создания СРО в сфере торговли.

Законодательный спор

В то же время на стадии обсуждения находится проект Минэкономразвития, которое предлагает создать единый реестр плановых и внеплановых проверок предприятий, и, если проверка не занесена в реестр, предприниматель имеет право не принимать сотрудников контролирующих органов.
"Выходит, эти проекты противоречат друг другу, — говорит петербургский бизнес–омбудсмен Александр Абросимов, — при этом проект Минэкономразвития появился для того, чтобы облегчить работу предпринимателей, а не мешать им развивать бизнес".
Главный минус внеплановых проверок, считает исполнительный директор сети ресторанов "Токио–сити" Антон Рейнбах, в том, что Роспотребнадзор не проверяет, настоящая ли жалоба поступила на ресторан и кто ее автор. То есть недобросовестный конкурент или не совсем адекватный сосед могут писать каждый день одну и ту же жалобу, и в ресторан будут приходить инспекции. Даже если они убедятся, что все правила соблюдаются и документы в порядке, на следующее обращение Роспотребнадзор обязан взять под козырек и отправиться проверять. Эксперт добавляет, что и сейчас предупреждают о проверках не всегда.
"Например, после взрыва газового баллона в одном из петербургских ресторанов многие горожане начали паниковать и писать жалобы на общепит, — вспоминает Антон Рейнбах. — К нам тогда регулярно приходили проверки даже на те объекты, где не было никаких газовых баллонов".