"Выходной Петербург". Истина тела

Автор фото: open-look.ru

Премьеры на фестивале современного танца Open Look

Некогда философ Михаил Ямпольский назвал одну свою работу (прекрасную, кстати) — "Истина тела". Не подберу лучших слов, чтобы озаглавить рассказ про то, что довелось увидеть на XVI международном фестивале современного танца Open Look.
В Израиле, как известно, contemporary dance процветает. И деятели его не первый год сотрудничают с оупенлуковцами. Нынче от Земли обетованной в программе представительствовала труппа Idan Sharabi & Dancers. Идан Шараби — танцовщик и хореограф, он взял в компанию двух коллег, чтобы показать в Петербурге мировую премьеру опуса We Men. Разумеется, ей, как надлежит в совриске, предпослан многозначительный синопсис — там речь про то, в частности, что "большинство людей сегодня не чувствуют себя дома… творчество является возможностью найти общий дом" и т. д. Слова словами, однако на сцене (Новой сцене Александринского театра, где нынче обрел дом не только We Men, но и весь фестиваль) трое мужчин предстали не словом, а телом. Тела исключительные! Профессиональный уровень — высочайший: абсолютное владение пластическим аппаратом как инструментом. Что же за музыку сыграли на этих превосходных инструментах? Увы, всякую ерунду. Под безвкусное попурри из Шопена, Джони Митчелл и электроники танцовщики вступали в какие–то маловразумительные отношения — то парные, то на троих, непонятно зачем меняли костюмы, норовили снять с себя и друг с друга штаны (вызывая тем немалое оживление зала) — в общем, "Мы мужчины" не стали исключением из правила, согласно которому в contemporary девять сочинений из десяти — графомания.
Команда из Екатеринбурга "Окоем" подтвердила другую старую истину: когда молодые люди ходят в танцевальный (или, там, авиамодельный) кружок — это по–любому лучше, чем если б они упражнялись в чем–нибудь асоциальном. Спектаклю Александра Гурвича "Растворяясь, растворяясь" тоже, само собой, предпослано рассуждение насчет того, как "от перепоста к перепосту происходит перепост ощущений, настроений, чувств и надежд". А вот истина тел оказалась не столь глубока, чтобы сделать движенческую рефлексию окоемовцев достойной показа публике. Впрочем, ведь современный танец — секта, где свои смотрят на своих.
Зато петербургская хип–хоп–команда TOP–9 — истина тела в последней инстанции. Они чего только не победители и не лауреаты (в том числе самого престижного мирового соревнования Battle of the Year в Брауншвейге в 2008–м, то есть — чемпионы мира), и спектакль хореографа Анны Закусовой "О2" (имеется в виду кислород) этот их статус вполне засвидетельствовал. Тут тоже прилагались разъясняющие слова, но они совершенно ни к чему: появляется шестерка брейкеров — и отменяет наши знания о физических возможностях человека. Планшет разделили на несколько площадок, поднятых на разную высоту, на них по очереди разыгрывается агон — состязание (некогда этим греческим словом Баланчин назвал балет на музыку Стравинского). Здесь музыка — как положено, техно, под него ребята выделывают свои то забойные, то вдруг меланхолические соло и дуэты. К мужской компании TOP–9 присоединились сама Закусова и еще одна девушка, и это дало повод разыграть занятные и забавные сценки: например, юноша обнаруживает неожиданное присутствие в мире женской особи — она вызывает опаску, но она и притягательна…
Извергаемый танцовщиками раскаленный драйв, их завораживающая и покоряющая энергия, уж не говоря о сверхмастерстве, — лучший ответ тем, кто утверждает, будто современное искусство работает с идеями и концепциями, а потому уметь ничего не надо.