"Деловой Петербург". Угрожающая экспертиза

Автор фото: Гонтарь Николай
Председатель правления Балтийского банка Олег Шигаев

В войне акционеров Балтийского банка Олега Шигаева и Андрея Исаева наметилась уголовная перспектива. Судебный эксперт выявил подделку подписи, поставленной в интересах Шигаева. Теперь на него могут завести дело по статье "мошенничество".

На прошлой неделе Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы удовлетворил иск ООО "Балтийский торговый дом" (БТД) и признал недействительной совершенную компанией год назад сделку дарения 49,88% акций Балтийского банка, в результате которой акции перешли с баланса БТД в собственность президента банка Олега Шигаева.
При этом проведенная в рамках разбирательства почерковедческая экспертиза подписи гендиректора БТД Марины Дробязко на дарственной выявила признаки фальсификации. По мнению экспертов, Андрей Исаев теперь может инициировать уголовное преследование Олега Шигаева и членов его команды, ведь подделка подписи директора может квалифицироваться как мошенничество.
В банке от официальных комментариев воздержались. Источник в кредитной организации сообщил, что постановление суда будет обжаловано в кассации.
ООО "БТД " принадлежит на 50% Олегу Шигаеву и на 50% — его бывшему бизнес–партнеру, второму акционеру Балтийского банка Андрею Исаеву, владельцу девелоперского холдинга "ПАН". До мая 2013 года оба партнера держали свои акции (99,76%) на балансе БТД и принимали все решения по обоюдному согласию.

Блицкриг

В 2013 году между акционерами вспыхнул конфликт. Учитывая, что директор БТД Марина Дробязко — человек из команды Исаева, правовые позиции Олега Шигаева были шаткими, так как Исаев полностью контролировал собрание акционеров банка. Поэтому Олег Шигаев был заинтересован в непосредственном владении своими акциями. И в мае 2013 года он своего добился: БТД по сделке дарения передал акции непосредственно бенефициарам.
Получив акции, Олег Шигаев сразу созвал собрание акционеров, на котором переизбрал совет директоров, большинство мест (четыре из семи) заняли его сторонники и он сам. В тот же день совет директоров переизбрал Олега Шигаева президентом банка, а затем несколько раз инициировал допэмиссию акций на сумму до 13 млрд рублей. Юристы не исключали, что целью эмиссии является концентрация контрольного пакета акций в руках Олега Шигаева.
В свою очередь Андрей Исаев, узнав о дарении акций, вернул свой пакет обратно на баланс БТД, а затем, в сентябре 2013 года, эта компания подала к банку и Олегу Шигаеву иск в Арбитражный суд Москвы об оспаривании сделки дарения. В обосновании иска гендиректор БТД Марина Дробязко заявила, что не подписывала дарственную, а ее подпись на документе поддельная.

Взрывная экспертиза

В октябре 2013 года иск был удовлетворен, но Олег Шигаев оспорил решение в апелляции. Он заявил, что факт фальсификации подписи не доказан, поэтому суд в феврале 2014 года назначил почерковедческую экспертизу, которая шла 3 месяца. Как заключил эксперт, подпись на дарственной выполнена не Мариной Дробязко, а иным лицом.
По мнению экспертов по корпоративным войнам, эта экспертиза станет весомым козырем для Андрея Исаева в дальнейшей борьбе за Балтийский банк. Сегодня банк находится под оперативным контролем Олега Шигаева, и одной из стратегических задач Исаева, вероятно, является перехват этого контроля. "Я слышал, что у Исаева нет структур, имеющих опыт силового захода на объект, все ЧОПы в их тандеме принадлежат Шигаеву", — говорит источник, близкий к ситуации.
"Формально основание для возбуждения уголовного дела есть, и оно наверняка будет возбуждено, — рассуждает управляющий партнер Апелляционного центра Иван Решетников. — До суда оно, думаю, не дойдет, но позволит, например, провести обыск и вместе с сотрудниками правоохранительных органов войти в банк".