"Деловой Петербург". Деньги пошли на взлет

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Инвесторы присматриваются к аэродромам Петербурга и Ленобласти. На их базе планируется организовать аэропорты для лоукостеров и местных авиалиний. Помешать этому проекту может соглашение с Пулково о запрете на строительство аэропортов.

В Петербурге и Ленобласти вскоре могут появиться новые аэропорты для лоукостеров и внутренних авиалиний. Создавать их планируется на базе небольших действующих аэродромов. Всего в городе и области, согласно данным Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан — владельцев воздушных судов, — более 20 действующих аэродромов и еще несколько десятков заброшенных (см. карту).

Вторая жизнь

О новом аэропортовом проекте на минувшей неделе заявил глава Ленобласти Александр Дрозденко: "Мы ведем переговоры о создании альтернативной авиации на базе бывших военных аэродромов, и одной из оптимальных точек является территория недействующего аэродрома в Сиверском".
По данным источника в правительстве Ленобласти, инвестором проекта может стать группа "Евросиб", занимающаяся транспортными перевозками. В самой компании эту информацию не комментируют. Аэропорт располагается в Гатчинском районе, в 55 км от города, вблизи федеральной трассы "Псков". Другой источник в областном правительстве сообщил "ДП", что уже начались переговоры с ОАО "РЖД" о строительстве железнодорожной ветки до будущего аэропорта. В пресс–службе компании эту информацию пока не подтверждают.
Главное препятствие для реализации проекта, признают в областном правительстве, — соглашение между инвестором аэропорта Пулково консорциумом "Воздушные ворота Северной столицы" и правительствами Ленобласти и Петербурга о недопущении строительства новых аэропортов в радиусе до 450 км.
Как пояснил источник в Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, в соглашении речь идет лишь о том, что администрации регионов не должны вкладывать средства в строительство новых аэропортов, а строить на частные деньги никто не запрещает. В правительстве Ленобласти и вовсе уверены, что на Сиверский прежние договоренности не распространяются. "Этот аэродром находится в собственности Минобороны, которое никаких обязательств перед инвесторами Пулково не имеет", — пояснил источник в областном правительстве.

Аэропорт–спутник

Уже этой осенью военный аэродром Пушкин, расположенный по соседству с Пулково, может принять первые гражданские самолеты. По словам гендиректора компании "Аэродром Пушкин" Сергея Дранника, у нее уже есть предварительная договоренность с двумя региональными авиаперевозчиками: "Комиавиатранс" и "2–й Архангельский объединенный авиаотряд". "На первом этапе это будут полурегулярные рейсы. Цены будут сопоставимы с железнодорожными с учетом существующих дотаций", — рассказал Сергей Дранник.
Инвестиции в проект он не раскрывает, отмечая лишь, что после запуска аэропорта потребуется более 200 млн рублей на новый аэровокзал.
Еще к одному военному аэропорту — Левашово в Выборгском районе Петербурга — уже несколько лет присматривается "Газпром", который планирует его приобрести для "дочки" — "Газпром авиа".

Несговорчивые

Интерес инвесторов вызывают и многочисленные заброшенные аэродромы в Ленобласти, которые чаще всего принадлежат сельхозпредприятиям. Однако здесь часто не удается договориться с собственниками земли.
"Я подыскивал аэродром для предпринимателей из авиации общего назначения. Им предлагали такие нереальные цены, что их запал угас", — говорит гендиректор ООО "Авиационный учебный центр "Бумеранг" Алексей Кунов.
Отталкивают инвесторов и слишком высокие требования к безопасности, которые мало чем отличаются от правил для крупных аэропортов.
Существуют структуры, которые готовы вложить средства в строительство аэропорта на базе аэродрома Бычье поле в Кронштадте. Уже существует экскизный проект реконструкции этого аэродрома, но потенциальный инвестор ничего не может сделать из–за проблем со статусом земли, на которой расположено взлетное поле. Городские власти должны перевести земли аэродрома из класса зеленых насаждений в аэропортовые или строительные зоны. Еще одна проблема, которая отпугивает инвесторов, — слишком короткие сроки аренды земли, не более 11 месяцев. Мы постоянно пытаемся ситуацию изменить, но пока препятствий слишком много.
Анатолий Иванов
директор аэроклуба "Дельфин" (Кронштадт)