"Деловой Петербург". Принуждение к заказу

Автор фото: Свистунова Валентина

Смольный собирается заставить руководителей госорганов и ГУПов закупать товары у петербургских производителей. Благодаря беспрецедентным протекционистским мерам власти рассчитывают увеличить доходы бюджета на 10 млрд рублей.

Как стало известно "ДП", Смольный разрабатывает беспрецедентные меры по защите местных производителей. Через месяц в Петербурге заработает единый электронный реестр товаров, закупаемых госорганами и государственными унитарными предприятиями (ГУПами). А с 1 сентября специальным постановлением правительство города обяжет всех госзаказчиков при объявлении закупочных процедур брать описание товаров из реестра. Он будет содержать детальные характеристики более 14 тыс. наименований промышленных изделий, приобретаемых как за казенный счет, так и за счет ГУПов: от канцелярских принадлежностей до автомобилей.
Причем товары, производимые в Петербурге, должны выделяться, и в этом случае госзаказчикам придется отнестись к выбору поставщика с особым трепетом. Иначе они будут вынуждены объяснять на дисциплинарной комиссии губернатору города, почему был приобретен товар не местного производства. В крайнем случае, если объяснения не удовлетворят губернатора, руководитель госоргана или ГУПа может быть отстранен от занимаемой должности, отмечают в Смольном. "Позиция губернатора по этому вопросу очень жесткая, вплоть до насилия", — пояснил "ДП" источник в Смольном.
За счет жесткой протекционистской политики городские власти надеются не только поддержать падающую уже более года местную промышленность, но и пополнить городской бюджет дополнительными налогами и сэкономить при этом бюджетные средства.

Без излишеств

За содержимое базы отвечают комитет по промышленной политике и инновациям, возглавляемый Максимом Мейксиным, и комитет по госзакупкам во главе с Сергеем Русиным. По словам Русина, описание товаров в базе будет настолько детальным, что заказчики лишатся элемента творчества, характеристики закупаемых товаров будут настолько стандартизированы, что можно будет сравнивать их закупочные цены и требовать от заказчиков объяснений, почему был куплен импортный товар, а не изделия местного завода или фабрики, так как по характеристикам закупаемые изделия одинаковые. Пока же такой прозрачности нет, заказчики сами описывают приобретаемые изделия в конкурсной документации, что зачастую становится поводом для претензий со стороны Федеральной антимонопольной службы, так как в итоге получается, что поставщиком может быть единственная компания. "Заказчики не смогут покупать товар с избыточными, не нужными им потребительскими свойствами, что позволит нам сэкономить бюджетные средства, оценить масштаб экономии пока сложно", — добавляет Сергей Русин.
Запланированный на этот год объем госзаказа в Петербурге превышает 153 млрд рублей, еще примерно 130 млрд рублей тратят ГУПы на закупки для собственных нужд (то есть в сумме получается более 280 млрд рублей, что составляет 10–11% валового регионального продукта Петербурга). Причем из общей суммы госзакупок петербургские заводы и фабрики пока получают не более 15%. По оценкам комитета по промышленной политике и инновациям, если долю местных производителей в госзакупках довести до 50%, то налоговые доходы городского бюджета могут возрасти на 10 млрд рублей.

Каждому по запросам

Представители госзаказчиков не готовы пока публично комментировать инициативу Смольного, потому что детально не ознакомились с ней и не испробовали на практике.
Но первое, что сразу приходит заказчикам на ум: а смогут ли чиновники учесть все потребности и будет ли реестр товаров настолько полон, что удовлетворит все запросы заказчиков? На это в комитете по госзакупкам пояснили, что готовы рассматривать предложения каждого заказчика, и в случае если в базе не окажется товара, удовлетворяющего его запросам, будет рассмотрен вопрос о включении изделия с необходимыми характеристиками в список.
Другой важный вопрос, беспокоящий заказчиков, — это качество изделий. Купить можно дешево, но затем погореть на эксплуатационных расходах. Взять, например, установленные в петербургской подземке эскалаторы группы компаний "Кировский завод" — опыт их эксплуатации оказался весьма печальным для метрополитена, лестницы, установленные на станциях метро "Спасская", "Садовая", "Адмиралтейская", часто выходили из строя и требовали ремонта. Как формализовать качество товара в базе, неясно.

Открытые дороги

На первых порах новая протекционистская политика коснется только реального сектора, в Смольном признают, что пока не знают, как поддержать местных поставщиков услуг, девелоперов и дорожных строителей.
"Главная цель нашей инициативы — это стимулирование деловой активности в городе. Признак городского производителя не в том, кто продает товар, а в том, что он произведен здесь. Например, жилье или строительство, ремонт дорог — это, по сути, товар, создаваемый на территории Петербурга. Если компания иногородняя, то ее обособленное подразделение в городе будет платить налоги в наш бюджет, создавать здесь рабочие места", — объясняет Сергей Русин.
Сами дорожники с такой позицией не совсем согласны, но публично полемизировать с чиновниками не готовы, ведь от них они получают заказы. Как заявил "ДП" один из представителей дорожного бизнеса на условиях анонимности, в последние годы Смольный свернул много проектов по строительству объектов транспортной инфраструктуры, а на то, что осталось, помимо местных игроков претендуют иногородние компании. При этом некоторые претенденты не имеют здесь материальной базы, ценовая конкуренция резко обострилась. "Конечно, мы тоже берем заказы в других регионах, и здесь вопрос только в том, нужны ли городу сильные местные дорожно–строительные компании. Если нет, то можно оставить все как есть, поощрять демпинг, и вскоре многие местные игроки ослабнут. Впрочем, консолидация дорожно–строительного рынка произойдет в любом случае, независимо от действий Смольного", — резюмирует собеседник "ДП".
В петербургском управлении Федеральной антимонопольной службы защитные меры Смольного не комментируют, сославшись на то, что пока не видели базы товаров и никаких регламентирующих ее применение документов, поэтому не могут предположить влияние нововведения на конкурентную среду.
Если хотя бы половина госзаказа будет размещена на петербургских предприятиях, то мы может рассчитывать на увеличение занятости, что может быть не очень актуально при текущем низком уровне безработицы, но благодаря созданию новых рабочих мест, увеличению оборотов и прибыли городской бюджет получит примерно 10 млрд рублей дополнительных налоговых доходов в год. Более того, благодаря выстраиваемой системе планирования госзакупок предприятия смогут инвестировать средства в обновление производственных фондов.
Максим Мейксин
председатель комитета по промышленной политике и инновациям
Неплохо было бы, чтобы государственный заказчик обращал внимание на материально–техническую базу дорожно–строительных компаний, принимал к сведению, что у компании есть собственный асфальто–бетонный завод, парк дорожно–строительной техники. Это дает компании определенную независимость от поставщиков. А сейчас нередко конкурсы выигрывают компании, не имеющие собственной материальной базы, они арендуют технику, строительные материалы приобретают у сторонних производителей. Все это повышает риск несвоевременного и некачественного выполнения заказа.
Сергей Новиков
Генеральный Директор По "Возрождение"
Это правильная политика городских властей — хозяйствующий субъект должен радеть за благополучие своего региона. Петербургские производственные площадки дают рабочие места, платят налоги в городской бюджет. Например, в Белоруссии внутренний производитель давно имеет преференции. Наконец–то петербургское правительство начало уделять больше внимания промышленной политике. Мы все время говорим о городе культуры, туризма, но при этом забываем о промышленности. Я очень рад, что начали формироваться документы, направленные на поддержку промышленности.
Владимир Бухин
генеральный директор группы компаний "Севкабель"